Конспект урока по географии на тему "биосфера". Конспект урока по географии на тему "биосфера" Разнообразие организмов на Земле

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

Специализированная общеобразовательная школа I – III ступеней №24 Симферопольского городского совета

Автономной Республики Крым

Тема: Составляющие биосферы. Географические закономерности. Взаимодействие компонентов. Природные комплексы

6 класс

Учитель географии Пронин Валентин Сергеевич

Симферополь, 2012год

Цель образовательная: сформировать исистематизировать теоретические знания по теме «Составляющие биосферы. Природные комплексы», научить пользоваться тематическими картами атласа, закрепить полученные знания и умения.

Цель развивающая: развивать интерес к изучению биосферы путем создания положительных эмоций, развивать умения обобщать, наблюдать, анализировать, делать выводы, создавать условия для развития творческих и аналитических способностей учащихся.

Цель воспитательная: воспитать культуру учебного труда, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к природе и окружающему миру, ответственность за совершенные поступки.

Оборудование: учебник, атлас, карта «Природные зоны», мультимедийное оборудование.

План урока

    Организационный момент. Приветствие.

Постановка целей и задач урока.

    Анализ результатов контрольной работы по теме «Гидросфера».

    Актуализация опорных знаний.

    Изучение нового материала:

4.1Биосфера – царство живой природы.

4.1.1. Растения

4.1.2. Животные

4.1.3. Грибы

4.1.4. Бактерии

    Итог урока

    Организационный момент. Простановка целей и задач урока

    Изучение нового материала:

2.1. Природные комплексы

2.2. Сказка про дедушку Савелия и зайцев

2.3. Географическая оболочка

2.4. Общие закономерности географической оболочки

    Географический тренинг

    Итог урока

    Организационный момент. Постановка целей и задач урока

    Изучение нового материала:

2.1. Взаимодействие и изменение компонентов географической оболочки

2.2. Зональные и азональные природные комплексы (видео материал)

    Игра «Светофор»

    Домашнее задание

    Итог урока

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний

    Изучение нового материала

Миллиарды лет солнечная энергия доходила до Земли. Когда на планете появились живые организмы, некоторые из них получили способность поглощать солнечную энергию для построения органических веществ в своем теле. В процессе эволюции живые организмы усовершенствовались и стали влиять на окружающую среду. Вследствие этого образовалась целостная биосфера нашей планеты.

Впервые понятие «биосфера» употребил известный ученый Владимир Иванович Вернадский. Именно он, в ходе своих исследований, определил, что незаметные жители Земли, масса которых не превышает 1% от массы почвы, воды и воздуха, составляют географическую оболочку и играют важную роль в ее эволюции, способны изменять поверхность планеты и воды океана.

С лат. слово «биос» - жизнь, «сфера» - оболочка.

Биосфера – это оболочка Земли, населенная живыми организмами.

За всю историю развития живых организмов их насчитывалось около 500 млн. видов. Сейчас существует более 2 млн. видов, остальные – исчезли в процессе эволюции. Все живые организмы тесно связаны между собой и дополняют один другого. Так, кислород, который выделяется растениями в процессе фотосинтеза используется для дыхания.

Рассмотрим схему живой природы.

В отличие от других оболочек Земли биосфера не имеет четких границ, а размещается в пределах других оболочек. Границы биосферы определяет зона распространения живых организмов. Живые организмы способны приспосабливаться к различным природным условиям. Пример: примитивные живые организмы найдены в гейзерах Исландии при температуре +93°; споры отдельных бактерий сохраняют жизнеспособность при температуре - 253°.

Бактерии распространены даже на высоте 20000 метров над поверхностью Земли. Обитатели океана способны выдерживать огромное давление воды или отсутствие солнечного света.

Биосфера включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы (земную кору); самые благоприятные условия для жизни в районе соприкосновения всех оболочек.

Иногда живые организмы попадают в условия, неприспособленные для их существования из-за деятельности человека. Так, на космических кораблях проводились эксперименты с растениями, хотя на такой высоте эти растения и не живут. Поэтому возникло понятие «техносфера», т.е. искусственные, созданные человеком границы биосферы.

Распространение живых организмов как на суше, так и в океане, очень неравномерно. На суше их количество видов постепенно изменяется от экватора к полюсам. Это зависит от климата, а именно от количества солнечного тепла и влажности территории. Поэтому в районе экватора наибольшее разнообразие видового состав растений, составляющих более 1000 видов на 100 км 2 , в пустыне только 300 видов, в степи – 800-900 видов, в лесостепи и широколиственных лесах – 700-800 видов, в тайге – 400-600 видов, в тундре – 200-300 видов, а в арктических пустынях на превышает 50-100 видов.

В ходе эволюции во флоре и фауне Земли преобладали то одни, то другие группы живых организмов. Сотни млн. лет назад на планете были значительно распространены леса из деревоподобных папоротников и хвощей. Сейчас эти растения распространен мелкими формами.

А господствующими формами стали цветковые, которые заняли в процессе эволюции и просторы Арктики, и пески Сахары, и тропические болота Амазонки. Также и животные: закончилась эра пресмыкающихся, на их место в современном мире пришли птицы и млекопитающие, которые лучше других могут приспособиться к различным климатическим условиям.

Итог урока:

    Что такое биосфера?

    Какие основные составляющие биосферы?

    Чем обусловлено разнообразие и неоднородность живых организмов на планете?

    Организационный момент

    Изучение нового материала

Природный комплекс

Это понятие нужно не просто знать, а понимать, как много интересного и важного для человека содержится в нем. Пока что мало значимые слова «природный комплекс» означают незримые на первый взгляд, но чрезвычайно крепкие взаимосвязи, которые осуществляются между воздухом атмосферы, водами гидросферы, горными породами и рельефом литосферы, а также почвой и живыми организмами. Невидимыми нитями они связаны между собой.

Природный комплекс – это взаимосвязь всех компонентов природы, которые взаимодействуют между собой и исчезновение или нарушение одного, ведет к значительным изменениям во всем комплексе. А теперь на примере коротенькой сказки рассмотрим самые простые связи, которые существуют в природе.

    Сказка про дедушку Савелия и зайцев

В одном городе жил дедушка Савелий. Его окружали кирпичные стены домов, стеклянные витрины магазинов, асфальтовые тротуары и дороги. Воздух грязный, везде суета, шум и гам. Надоела ему такая жизнь и решил он переехать в деревню, где на опушке леса у него был домик, огород и маленький сад.

Очень понравилось ему жить в лесу. Утром он просыпался от пения птиц, днем ходил в лес, где наблюдал за жизнью белок, ежей, зайцев и других лесных жителей. А вечером дедушка любил работать в саду – сажал деревья, кусты, цветы и смотрел за ними. Воздух чистый, прозрачный – словно звук гитарной струны. Тишина и спокойствие. Здоровье стало улучшаться. Одно только тревожило дедушку Савелия: зайцы иногда обгрызали кору с молодых деревьев, ломали кусты. Решил дедушка сделать забор и отгородиться от зайцев. Забор получился на славу, но, на удивление дедушки, за зиму практически все его молодые насаждения погибли. Оказывается их уничтожили мыши. Как же это случилось? Дело в том, что забор преградил дорогу не только зайцам, но и ежикам и барсукам, которые не давали мышам «разгуляться», регулируя их количество. У мышей не стало врагов – и они уничтожили часть растений. Дедушка Савелий снял часть забора и позаботился, чтоб у зайцев было достаточно еды в лесу. И теперь у дедушки Савелия прекрасный сад!

Вопросы:

    Какие природные комплексы описаны в сказке?

    Что являлось причиной изменения природного комплекса?

    Можете ли вы назвать свои примеры изменения природных комплексов?

Вот на этом примере вы убедились, что любые изменения в природе могут быть обусловлены движением множества «ниточек», которыми связаны между собой и растения, и животные, и человек.

Географическая оболочка

Как уже было сказано, любой природный комплекс состоит из природных компонентов: горных пород, воды, воздуха, почв и живых организмов, которые образуют целостную систему.

Географическая оболочка – это самый большой природный комплекс Земли. Она включает в себя все оболочки: атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу. Изменение в одной из оболочек той или иной мерой изменит состояние других оболочек.

Пример: извержение вулкана сопровождается выбросами газа, дыма и пыли, излияниями лавы. Вследствие этого явления, которое происходит в литосфере, снижается прозрачность атмосферы. Из лавы выделяется вода, которая вступает в мировой круговорот. Большие извержения, которые сопровождались выбросами больших масс пепла, обуславливали уменьшение поступления солнечной радиации на земную поверхность, что, в свою очередь, повлияло на растения и животные.

Общие закономерности географической оболочки

Географическая оболочка имеет общие закономерности:

    Целостность

    Ритмичность

    Изменения, имеющие необратимый характер

    Делится на более дробные природные компоненты

Целостность географической оболочки обуславливается взаимодействием ее компонентов. Каждый из них, развиваясь по своим законам, влияет на другие компоненты и зависит от них. Она поддерживается круговоротами веществ в природе.

Ритмичными называются те явления, которые повторяются в одинаковой последовательности. Жизнь на Земле происходит с учетом различных ритмов, самые важные из них нам хорошо известны. Это годовой и суточный ритмы. Суточные ритмы влияют на смену теплового режима литосферы, гидросферы и атмосферы, на жизнеспособность организмов.

Географическая оболочка живет и развивается. Основными двигательными силами этого процесса являются солнечная энергия и внутренняя энергия нашей планеты. Развитие проявляется в смене состава атмосферы, образования горных пород, появления и распространения на Земле живых организмов. Развиваясь, географическая оболочка изменяется, потому что изменяются ее компоненты. Изменение географической оболочки процесс необратимый, т.е. она никогда не будет в том состоянии, котором была сто, тысячу или миллионы лет назад.

Неоднородность земной поверхности приводит к формированию различных по охвату территорий природных комплексов. Любой большой природный комплекс имеет в своем составе мелкие комплексы. Они бывают различных размеров – от поляны в лесу до природных зон, но для всех характерными являются те же самые закономерности.

Итог урока

    Географический тренинг

    Докажите, что географическая оболочка является природным комплексом.

    Продолжитецепочку возможных последствий большого извержения вулкана. Выброс пыли и дыма – снижение прозрачности атмосферы – …

    Используя цепочку причинно-следственных связей, расскажите о возможных последствиях вырубки леса.

    Организационный момент

    Изучение нового материала

Взаимодействие и изменение компонентов географической оболочки

Можете вы вспомнить абсолютно одинаковые дни, происходившие в вашей жизни? Похожие да, а абсолютно одинаковые – нет! Все изменяется, как в жизни, так и в географической оболочке. Изменение компонентов можно наблюдать постоянно. Наиболее наглядно это видно на примере воздушной оболочки Земли: изменение температуры, давления, облачности, направления ветра и т.д. Не такими заметными являются изменения верхней части литосферы: вертикальные и горизонтальные движения земной коры. Изменяется даже Мировой океан, т.к. его воды пребывают в постоянном движении. Не менее подвижна и биосфера – оболочка жизни, в первую очередь это касается животных.

Ученые уверены, что изменение одного компонента повлечет за собой цепочку изменений и других компонентов. Представьте, что природные компоненты – это строительные материалы, а природный комплекс – это дом. Перед вами лежат кирпичи, цемент, песок, черепица. Пока они не создают единого целого, поэтому если мы заберем часть кирпичей или песка, то с цементом ничего не случится. Теперь мы построим дом. Можем мы что-либо забрать, чтоб не нарушить его целостность? Конечно нет.

Также и в природе – нельзя изменить один компонент, не нарушив при этом всю систему. Пример: выброс вулкана – загрязнение атмосферы – мало солнечного света и тепла – гибель животных и растений.

Зональные и азональные природные комплексы

Географические пояса – самые большие природные комплексы, которые закономерно сменяются от экватора к полюсам. Имеют такое же название как и климатические пояса, однако их границы не совпадают.

Природные зоны – меньшие по размерам зональные комплексы, выделяемые в каждом географическом поясе. Они отличаются соотношением тепла и влажности и, как следствие, растительным и животным миром.

Азональные природные комплексы – комплексы, образованные прежде всего строением земной коры и рельефом.

Природные зоны (видео материал)

    Влажные экваториальные леса

Влажный и жаркий климат. Вечнозеленая растительность – гевея, фикусы, пальмы, папоротники. Животные: обезьяны, попугаи, змеи, крокодилы, тапиры.

    Саванные и редколесья

Влажный климат летом и сухой зимой. Растительность: баобабы, акации, пальмы, травы. Животные: зебры, буйволы, носороги, кенгуру, страусы.

    Пустыни и полупустыни

Климат жаркий и сухой. Растительность: кактусы, агавы, саксаул. Животные: антилопы, верблюды, гиены, змеи, ящерицы.

    Вечнозеленые твердолистные леса и кустарники

Теплая и влажная зима, жаркое сухое лето. Растительность: дуб, лавр, мирт, можжевельник. Животные: вивера, лань, антилопа, дикобраз.

    Лесостепь, прерии и степь

Климат теплый и сухой. Растительность: ковыль, типчак, сосна, дуб. Животные: бизон, койот, лиса, тушканчик, хомяк, дрофа.

    Хвойные, смешанные и широколиственные леса

Умеренный климат. Растительность: сосна, ель, пихта, дуб, бук, береза, клен. Животные: зубр, олень, кабан, волк, дятел, сова, скунс.

    Тундра и лесотундра

Низкие температуры и большая влажность. Растительность: мхи, лишайники, карликовые деревья. Животные: северный олень, полярный волк, песец, овцебык, куропатки, кулики.

    Арктические и антарктические пустыни

Очень суровый климат. Растительность: кое-где мхи и лишайники. Животные: белый медведь, тюлени, чайки; пингвины, морские леопарды.

К азональным природным зонам относится высотная поясность гор: природные зоны сменяются от подножья к вершине. Изменение высотных поясов зависит от природной зоны у подножья гор и высоты горной системы.

    Итог урока (игра «Светофор»; оценивание учащихся)

Игра «Светофор»

Географическая оболочка – самый большой природный комплекс Земли. Нарушение одного из компонентов никак не повлияет на оболочку. К природным компонентам относятся машины, телефоны и дома. Природные комплексы – это взаимосвязь горных пород, воды, воздуха, почв и живых организмов. Совокупность живых организмов планеты называется биосферой. К ним относятся растения, животные, грибы и бактерии. Грибы продуцируют кислород. Вся географическая оболочка имеет общие закономерности, одной из которых является целостность. Целостность – это развитие компонентов независимо друг от друга. Преобладание растений и животных на определенной территории формируют природные зоны. Они сменяются с запада на восток. Изменение видового состава живых организмов природных зон происходит от экватора к полюсам. Значительные изменения в природных зонах происходят в результате хозяйственной деятельности человека.

    Домашнее задание

Тема . Биосфера . Географические закономерности распространения почв, растений и животных . Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный покров, животный мир суши и океана. Охрана биосферы.

Цель урока : сформировать у учащихся первичные знания о биосфере, ее границах, об организмах как компонентах природы; развивать умение учащихся работать с учебником и дополнительной литературой; стимулировать развитие логического мышления учащихся; формировать информационную и коммуникативную компетентности.

Оборудование: схема условных границ биосферы, атласы, учебники, раздаточный материал (карточки)

Тип урока : урок изучения нового материала.

Ход урока

І . Организационный момент.

ІІ . Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Ребята, давайте вспомним из курса «Природоведение» тему «Условия жизни на Земле» и ответим на вопросы.

Блиц-опрос.

1. Чем отличается живая природа от неживой?

2. Какие известные вам растения вы можете назвать?

3. Какие условия необходимы для развития растительного мира?

4. Каких известных вам животных вы можете назвать?

5. Какие условия необходимы для жизни животных?

6. Существует ли взаимосвязь между растениями и животными?

7. Изменяется ли растительный и животный мир под влиянием человека?

ІІІ . Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Невозможно представить нашу планету без населяющих ее живых организмов, обитающих и в глубинах океана, и на вершинах гор, и даже на окраине ледяного щита Антарктиды. Все процессы, происходящие на современной Земле, связаны с жизнью. Все живое участвует в круговороте вещества в природе. Об этом мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.

Объявление темы урока, постановка целей урока.

І V . Изучение нового материала.

Выступление учащегося, получившего опережающее задание.

Обучающие задания.

Все организмы объединяют в четыре царства живой природы. Давайте запишем их названия в виде схемы.

Организмы

Растения животные грибы микроорганизмы

(около 500 тыс. видов) (около 1,5 млн) (свыше 100 тыс.)

2. Как вы считаете, что такое биосфера? Сделайте вывод.

Рассказ учителя.

Биосфера – это область жизни, оболочка Земли, населенная живыми организмами. Область распространения живых организмов определяет границы биосферы. Для того, чтобы узнать в каких пределах существует жизнь в биосфере, я предлагаю выполнить вам следующее задание.

Мини-практикум (работа в группах)

Пользуясь текстом учебника заполнить схему.

Ответьте на вопросы.

1. Какие живые организмы распространены в гидросфере?

2. Какие живые организмы распространены до высоты 3200 м? 900м?

14000 м?

3. Сделайте вывод о границах биосферы.

Биосфера включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и

верхнюю часть литосферы.

Творческая лаборатория (работа в группах)

На суше, как и в океане, живые организмы распространены неравномерно. Как изменяется количество живых организмов от полюсов к экватору? На этот вопрос нам будет отвечать группа № 1 (задание на карточке)

Пользуясь текстом учебника и картой атласа, заполните таблицу. Сделайте вывод.

Климатические условия

Растения

Животные

Экваториальные

Тропические

Умеренные

Арктические/

антарктические

Наш соотечественник академик В.И.Вернадский – основоположник

учения о биосфере – писал: «На земной поверхности нет силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по конечным результатам, чем живые организмы, взятые в целом».

Последствия деятельности живых организмов сказались на всех оболочках Земли.

Как взаимодействует биосфера с другими оболочками, я предлагаю рассмотреть остальным группам. Прочитав текст учебника ответить на вопросы карточки.

Группа № 2.

«Биосфера – атмосфера»

1. Что такое фотосинтез?

2. Как влияют растения на состав атмосферы?

3. Какую природную зону называют «легкими планеты»?

Группа № 3

«Биосфера – литосфера»

1. Что такое выветривание?

2. Какова роль живых организмов в протекании процессов выветривания?

3. Какие горные породы образовались из остатков растений и животных?

Группа № 4

«Биосфера – гидросфера»

1. Где возникла жизнь?

2. Как влияют живые организмы на свойства океанической воды?

3. почему, в отличие от пресной воды, в океанической мало солей кальция?

Группа № 5

«Человек – биосфера»

1. Приведите примеры взаимодействия человека с биосферой.

2. Почему некоторые животные и растения исчезли с лица Земли?

3. Какие меры человек принимает для охраны живых организмов?

V . Закрепление новых знаний и умений учащихся.

Тестирование (взаимопроверка)

1. Биосфера – это:

а) оболочка жизни на Земле;

б) оболочка, в которой растут растения;

в) нижняя часть атмосферы.

2. В состав биосферы входят:

а) верхняя часть атмосферы;

б) верхняя часть литосферы;

в) нижняя часть атмосферы.

3. Верхняя граница биосферы находится на высоте:

а) 20-25 км б) 25-30 км в) 15-20 км

4. Нижняя граница биосферы в гидросфере достигает глубин:

а) 11022 м б) 8850 м в) около 15 км г) около 3000 км.

5.Наиболее заселенной частью биосферы является:

а) гидросфера б) атмосфера в) места соприкосновения сфер Земли.

VI . Домашнее задание.

Проработать текст учебника

Составить кроссворд по теме «Биосфера»

VII . Итог урока

Цели:

ученики должны знать: понятие биосфера, роль биосферы, границы биосферы и взаимодействие компонентов природы, биологический круговорот

Ученики должны уметь: приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте: описывать расширения границ биосферы; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов.

Ход урока

I . Оргмомент. Добрый день, ребята! Наш корабль под названием «География» медленно плывет по великому океаны природы. Мы уже побывали в гаванях – сферах Земли. И вот сегодня через моря и проливы мы с вами подошли к следующему порту, название которому – биосфера.

II . Изучение нового материала

Что мы знаем о биосфере?

Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников - голые скалы, коричневые или желтые. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц - полная тишина. К счастью, около 3 млрд. лет назад (возможно и раньше) на нашей Земле в древнем Океане зародились простейшие микроорганизмы и одноклеточные водоросли, затем появились более сложные организмы. Постепенно растения и животные вышли на сушу. Около 40 тыс. лет назад появился Человек разумный.

Нынешний состав атмосферы - результат многовековой работы растений. Поглощая солнечный свет и углекислый газ, растения вырабатывают органические вещества и выделяет в атмосферу кислород.

И сейчас человек может существовать только потому, что земная растительность, особенно леса, выделяет кислород в атмосферу. Недаром горожане летом так стремятся из города в лес или на берег моря, где воздух содержит гораздо больше кислорода и наполнен ароматами цветов, трав, морской воды.

Живые организмы распространены очень широко - от верхних слоев тропосферы (птицы, переносимые ветром микроорганизмы) до глубин Океана (глубоководные рыбы) и земных глубин в несколько километров (микроорганизмы, способные существовать без воздуха).

Итак, биосфера - это земная оболочка, в которой существуют живые организмы (живое вещество) и продукты их жизнедеятельности. Впервые этот термин был применен в 1883 г. австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом. Выделил эту земную оболочку как самостоятельную один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский.

Формы жизни отличаются большим разнообразием. И если, например, различных минералов на Земле насчитывается немногим более 4000, то число видов растений не менее 500 000, а число видов животных - 1,5 млн.

Область обитания живых организмов на нашей планете охватывает верхние слои литосферы, гидросферу и нижние слои атмосферы.

Какие живые организмы обитают в биосфере?

Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их больше 2,5 млн. видов, которые подразделяются на четыре основных царства: бактерии, грибы, растения и животные.

Все вместе они образуют органический мир нашей планеты. Человек тоже часть этого мира. Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе ЭВОЛЮЦИИ сформировался тот разнообразный органический мир, который сегодня существует в биосфере Земли и который вы изучаете на уроках биологии.

Из общего числа видов организмов 21% приходится на растения, но по своей массе они почти в 100 раз превосходят массу животных. Большинство растений малоподвижны, надолго прикреплены к одному месту. Животные же, напротив, подвижны - большинство активно передвигаются по суше, воле и в воздухе. Растениям для роста и развития необходимы солнечный свет, вода и питательные вещества, которые они получают из почвы или воды. Травоядные животные потребляют органические вещества, произведенные растениями, а хищники поедают других животных. Чем проще устроен организм, тем тире он распространен на нашей планете. Например, среди всех живых существ (кроме бактерий) преобладают насекомые. Среди животных всего 4% позвоночных, из которых лишь десятая часть - млекопитающие, в том числе и человек.

В Океане существуют свободно плавающие в толще воды организмы - рыбы, киты, морские черепахи (нектон). Некоторые организмы обитают на дне, как, например, водоросли, моллюски, крабы (бентос). Наконец, есть огромная группа мельчайших океанских обитателей - планктон, который переносится течениями. Планктон состоит из множества микроскопических водорослей, рачков, медуз, мальков и служит пищей большинству рыб. Основная масса организмов Океана обитает на малых глубинах - до 200 м, где больше света, необходимого водорослям для фотосинтеза.

Живое вещество распределяется неравномерно не только по вертикали, но и по площади. Большинство организмов сосредоточено на суше. Их масса в 750 раз больше массы обитателей гидросферы (обратите внимание на рис. 159 на стр. 179 учебника). По количеству живого вещества на единицу площади океан близок к континентальным пустыням.

Ребята, вспомните, за счет каких источников энергии существуют живые организмы?

Что такое фотосинтез?

Мы с вами говорили о круговороте воды в природе, но существует и биологический круговорот. Каждая группа организмов играет в биосфере определенную роль. Растения - посредники между Солнцем и Землей. С помощью фотосинтеза под действием солнечного света они создают первичные органические вещества. Следовательно, растения - это организмы-производители. Животные питаются растениями или другими животными, т. е. готовыми органическими веществами; это организмы-потребители. Поедая органические вещества, животные перемещают их по земной поверхности. Попутно они разносят споры, семена и тем самым способствуют расселению растений и грибов.

Грибы и бактерии разлагают остатки отмерших организмов. Они превращают органические вещества в неорганические, которые вновь потребляются растениями. Таким образом, бактерии и грибы - это организмы-разрушители. При разложении органических веществ выделяется тепло, т. е. энергия, которая была когда-то поглощена от Солнца растениями. Если бы исчезли организмы-разрушители, была бы отравлена биосфера, так как многие продукты распада органических веществ ядовиты.

Таким образом, живые организмы переносят вещество и энергию из одних частей биосферы в другие. Такой перенос веществ и энергии образует биологический круговорот.

Рассмотрите и проанализируйте рис. 157 на стр. 177 учебника.

Как и круговорот воды, он связывает в единое целое все части природы. Нарушение биологического круговорота человеком грозит катастрофическими последствиями.

Роль живых организмов как могучей природной силы долго недооценивалась. Это объясняется тем, что по сравнению с другими оболочками масса живого вещества кажется ничтожной. Если земную кору представить в виде каменной чаши весом 13 кг, то вся гидросфера, помещенная в эту чашу, весила бы 1 кг, атмосфера соответствовала бы весу медной монеты» а живое вещество - весу почтовой марки.

Однако миллиарды лет из поколения в поколение живые организмы перерабатывали вещество земных оболочек. Общее количество преобразованного ими вещества во много раз превысило массу самих организмов.

Как связаны все живые организмы?

Для существования живым организмам необходимы свет, тепло, влага и питательные вещества. Свет и тепло они получают от Солнца - главного источника энергии для нашей планеты.

Зеленые растения и некоторые виды бактерий могут использовать солнечную энергию для создания питательных веществ. Растения служат пищей для травоядных животных. Хищники поедают травоядных. После смерти растений и животных их останки разлагаются микроорганизмами и грибами.

Отношения между всеми группами живых организмов образуют пищевую цепь. Все живые организмы участвуют в биологическом круговороте, т. е. взаимосвязаны между собой. Они либо создают питательные вещества, либо поедают кого-то, либо сами оказываются съеденными. Пока круговорот не прерывается, всем живым существам хватает еды и места для жилья. Нарушение одного из звеньев биологического круговорота окажет сильное влияние на все остальные звенья.

Как живые организмы изменяют нашу планету?

Зеленые растения оказывают большое влияние на состав воздуха: они выделяют кислород. Некоторые растения выделяют не только кислород, но и особые вещества, присутствие которых можно ощутить, вдохнув аромат соснового бора, цветущего луга, полынной степи.

Из накопившихся за многие миллионы лет останков живых организмов образовались горные породы, например известняк и каменный уголь. Коралловые острова - атоллы - целиком образованы останками живых организмов - коралловых полипов.

Растительный покров защищает склоны от размывания. В горах леса и кустарники задерживают сели и снежные лавины.

Сейчас трудно найти на нашей планете место, где не ощущалось бы влияния живых организмов. За миллионы лет своего существования они создали новую земную оболочку - биосферу. В пределах биосферы живые организмы активно взаимодействуют с неживой природой, преобразуя ее.

Все живые организмы на нашей планете взаимосвязаны. Они совершенно изменили облик нашей планеты и создали биосферу - живую оболочку Земли.

Рассмотрите рис. 158 на стр. 178. Почему художник изобразил термин «биосфера» в виде спрута?

Взаимодействие живых существ друг с другом и с неживыми телами формирует единый «организм» природы.

Учение о биосфере как особой оболочке, населенной живыми организмами и изменяющейся под их влиянием, разработано гениальным русским ученым В. И. Вернадским. Именно он показал, что биосфера очень активная оболочка. Совокупная деятельность живых организмов, в том числе человека, формирует и преобразует географическую среду.

Жизнь размещается в биосфере очень неравномерно. Основная часть живых организмов сосредоточена на границах соприкосновения воздуха, воды и горных пород. Поэтому более густо заселена поверхность суши и верхние слои вод морей и океанов. Это связано с тем, что здесь наиболее благоприятные условия: много кислорода, влаги, света, питательных веществ. Толщина наиболее насыщенного организмами слоя всего несколько десятков метров. Чем дальше вверх и вниз от него, тем разреженнее и однообразнее жизнь. Самое большое сгущение жизни отмечается в почве - особом природном теле биосферы.

Живые организмы в разнообразных формах и проявлениях населяют географическую оболочку Земли до высоты 10 км в атмосфере, так как токи воздуха заносят микроорганизмы высоко в тропосферу. В земной коре бактерии, способные жить без доступа кислорода, обнаружены до глубины 2600 м и даже 3000 м. В океанах живые организмы существуют на самых больших глубинах.

Общая масса живых организмов биосферы Земли составляет не более 0,1% массы земной коры. Но их деятельность и роль вследствие широкого распространения в географической оболочке Земли исключительно велика, поскольку они производят в ней не меньшие изменения, чем деятельность рек, ветра, ледников и других экзогенных факторов. Широкое же распространение организмов обусловлено высокой подвижностью многих из них, а главное - процессами их размножения, потенциальные возможности которых кажутся неограниченными. Матка обычной пчелы откладывает за сезон 150 000-200 000 яичек. Все потомство одного растения одуванчика через 10-12 лет, если бы могло сохраниться полностью, покрыло бы всю сушу. Одно растение мака дает ежегодно 30 000 семян, треска - несколько миллионов икринок. Диатомея, делясь на части, за 8 дней смогла бы создать массу материи, равную объему нашей планеты, а через час после этого могла бы удвоить эту массу. Инфузория-туфелька могла бы за 5 лет создать массу протоплазмы, которая была бы в 104 раза больше массы Земли. А одна бактерия за 4,5 суток в состоянии дать потомство в 1036 особей, которого хватило бы для заполнения всех океанов Земли.

Но эти потенциальные возможности никогда не осуществляются, потому что размножение живых организмов всегда ограничено целым рядом неблагоприятных условий, которые свойственны среде их обитания. Десятки и сотни тысяч семян, производимых ежегодно растением, обречены на гибель в силу разных обстоятельств: попали на каменистую, сильно засоленную или лишенную влаги почву, были съедены птицами или другими обитателями луга, леса и т. п. Только что вылупившиеся черепашки не успели даже добраться до спасительной воды, а почти все икринки лягушки оказались съедены. Тем не менее, уцелевшие экземпляры животных вырастают, растения прорастают и, достигнув зрелости, дают новое потомство.

III . Закрепление.

1. Расскажите о роли в природе каждой группы живых организмов: растений, животных, бактерий, грибов.

2. Какую роль в природе играет биологический круговорот?

3. Равномерно ли распределены организмы в биосфере?

4. Какие участки биосферы заселены живыми организмами наиболее густо?

5. Разгадайте Кроссворд

1. Часть географической оболочки Земли в пределах обитания живых организмов и местонахождения следов деятельности отмерших.

2. Процесс создания зелеными растениями органических веществ из неорганических с помощью солнечной энергии.

3. Растительные и животные организмы, которые принимают участие в выветривании горных пород и разрушении органических остатков, синтезируя новые формы органического вещества, в том числе гумус, необходимый для дыхания растениям и животным.

4. Газ, обеспечивающий процесс окисления органических остатков, горение.

5. Зеленый пигмент, обусловливающий окраску растений в зеленый цвет.

6. Газ, который является основным материалом для построения органического вещества растениями, имеющими хлорофилл.

7. Способность почвы обеспечивать питание растений.

8. Солнечный свет в широком смысле слова, т. е. излучение Солнца.

ОТВЕТЫ:

1. Биосфера.

2. Фотосинтез.

3. Микроорганизмы.

4. Кислород.

5. Хлорофилл.

6. Углекислый газ.

7. Плодородие.

8. Солнечная радиация.

IV . Домашнее задание

Урок географии по теме "Биосфера". 6-й класс

Цель урока: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах и взаимосвязях живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

Образовательные задачи урока:

Формировать понятия: биосфера, живое вещество, круговорот веществ.

Формировать знания о границах распространения жизни в сферах Земли.

Развивать умение сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек и объяснять действие факторов, ограничивающих распространение жизни в разных сферах.

Развивать умение выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

Развивать умение извлекать информацию из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщения.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные:

формирование умений:

определять понятия;

анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме и графической);

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая данными;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в паре и группе.

Предметные:

учащиеся должны знать:

границы биосферы;

факторы, ограничивающие распространение жизни в разных сферах;

учащиеся должны уметь:

раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ;

сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек;

объяснять взаимосвязи живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

Личностные:

формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;

формирование представлений о целостности природы на примере биологического круговорота веществ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

1. Этап мотивации.

2. Этап актуализации знаний.

Задание. Наша планета состоит из нескольких оболочек, или сфер (от греч. sphaira – шар). Твердая внешняя оболочка Земли называется литосферой (от греч. lithos– камень), воздушная – атмосферой (от греч. atmos – пар). Воды Земли, которые находятся в жидком, твердом и газообразном состоянии, объединяются в гидросферу (от греч. hydor – вода). Среда обитания живых организмов, в том числе человека, называется биосферой (от греч. bios – жизнь).

Объясните, о чем говорит название каждой земной оболочки и что означает названия всех оболочек Земли вместе.

Задание. Главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы – это наличие жизни. Объясните, почему в Солнечной системе жизнь существует только на планете Земля?

Учащиеся выполняют задания. Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи. Излагают свое мнение, аргументируя его. Формулируют общие выводы:

Наша планета состоит из нескольких внешних оболочек, или сфер, названия которых сообщают о веществах, из которых они состоят.

Положение Земли в Солнечной системе, ее размеры и масса позволяют ей иметь воздушную и водную оболочки, состав которых благоприятствовал созданию условий для существования на ней жизни.

Учащиеся совместно с учителем формулируют тему и определяют задачи урока. Тему урока записывают в тетрадь.

3. Этап изучения нового материала.

Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников - голые скалы. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц - полная тишина.

Задание. Ученые считают, что образование планеты Земля произошло примерно 4,5 млрд. лет назад. Первые живые организмы появились в океане около 3,5 млрд. лет назад. Развитие растительности на суше началось 400 млн. лет назад, птиц и млекопитающих – 50 млн. лет назад. А предки человека появились всего 2 млн. лет назад.

Подсчитайте, сколько лет прошло:

от образования планеты до появления первых живых организмов;

от появления первых живых организмов до появления растительности на суше;

от начала развития птиц и млекопитающих суши до появления предков человека.

Какую часть времени существования Земли занимает время существования на ней человека?

Учащиеся индивидуально выполняют задание. Результаты фиксируют в тетради. Представляют результаты и обсуждают их с одноклассниками.

Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе эволюции сформировался тот разнообразный органический мир, который существует сегодня и образует на Земле особую оболочку – биосферу.

Понятие “биосфера” впервые было упомянуто в книге “Гидрология” (1802 г.) французским естествоиспытателем Ж.Б.Ламарком. Термин “биосфера” был введен в 1875 году австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом. Выделил эту земную оболочку как самостоятельную и создал учение о биосфере один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский (1863-1945).

Задание. Данные ученые, живя в разное время, по-разному определяли, что такое биосфера. Проанализируйте, как изменялось представление о биосфере. Сформулируйте свое определение термина “биосфера”.

Эдуард Зюсс определял биосферу как “тонкую пленку на земной поверхности, которая в значительной степени определяет облик всей планеты”.

В.И.Вернадский охарактеризовал биосферу как “область распространения жизни, включая наряду с организмами и среду их обитания”.

Учащиеся анализируют определения, сформулированные учеными, выявляют изменения. Формулируют собственное определение. Представляют результаты одноклассникам.

По Вернадскому все живые организмы на Земле образуют живое вещество биосферы.

Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их 3 млн. видов, которые подразделяют на четыре основных царства.

Задание. Определите, о представителях какого царства живой природы идет речь? Заполните кластер царства живой природы. Приведите примеры организмов каждого из царств.

Характерная черта этих организмов состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества, получая достаточно света, углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы. (Растения)

Представителей этого царства больше всего в природе. Практически все из них питаются готовыми органическими веществами. Отличает их от других организмов то, что они могут самостоятельно передвигаться. (Животные)

Эти организмы неподвижны, но не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет, углекислый газ и минеральные соли. Среди них выделяют шляпочные и плесневые. (Грибы)

Учащиеся выполняют задание по заполнению кластера индивидуально в тетради. Один из школьников представляет результаты работы на доске. Приводит примеры организмов разных царств.

Задание . Прослушайте сообщение одноклассника. Вставьте пропущенные слова в текст. Обсудите результаты работы с соседом по парте. Представьте свои результаты одноклассникам.

Видовое разнообразие животных ……….., чем видовое разнообразие растений. Среди животных наиболее распространены …………, а среди растений – …………….. . Биомасса животных ……….. биомассы растений. Масса живого вещества суши…………... массы живого вещества Мирового океана.

Сообщение учащегося (примерное).

Формы жизни отличаются большим разнообразием. И если, например, различных минералов на Земле насчитывается немногим более 4000, то число видов растений не менее 500 000, а число видов животных - 1,5 млн. Среди животных, преобладают насекомые, среди растений – цветковые (покрытосеменные). В царстве животных всего 4% позвоночных, из которых лишь десятая часть - млекопитающие, в том числе и человек.

Из общего числа видов организмов 21% приходится на растения, но по своей массе они почти в 1000 раз превосходят массу животных.

Большинство организмов сосредоточено на суше. Общая масса живых организмов – биомасса суши превышает общую биомассу Мирового океана более чем в 200 раз.

Учащиеся на основе прослушанного сообщения восстанавливают текст. Результаты работы обсуждают в парах и представляют одноклассникам.

Организуется работа в группах по выполнению задания о границах биосферы. Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Границы биосферы

Биосфера – это земное пространство, в котором существует жизнь. Каковы же границы этого пространства?

По теории академика В.И.Вернадского, верхняя и нижняя граница биосферы определяются факторами земной среды, которые делают возможным или невозможным существование живых организмов.

Физическим пределом распространения жизни в атмосфере является озоновый слой, расположенный в среднем на высоте 20 км от поверхности Земли. Озоновый слой ограничивает распространение жизни, так как выше его концентрация ультрафиолетовых лучей превосходит допустимую для живых организмов. В океанах нижняя граница жизни достигает глубины свыше 10 км. По учению В.И.Вернадского, в литосфере нижняя граница биосферы проходит на глубине 3-3,5 км ниже земной поверхности и имеет нечеткий характер. Она определяется такой температурой земных недр, при которой жизнь невозможна. За такой предел Вернадский принял температуру +100о С.

Таким образом, толщина биосферы составляет немногим более 20 км. В современной биосфере жизнь в основном сосредоточена на земле и вблизи от нее. Наиболее густые скопления живого вещества Вернадский назвал “пленками жизни”. На суше это, прежде всего почвы и растительный покров нашей планеты, его животный мир, а в Мировом океане – так называемый планктонный приповерхностный слой.

Определите верхнюю и нижнюю границы биосферы в атмосфере, гидросфере, литосфере.

Биосфера заполняет все оболочки. Объясните, почему её границы не совпадают с границами других оболочек.

Какие факторы ограничивают распространение жизни в разных сферах?

Что произойдет с живыми организмами на Земле, если исчезнет озоновый экран?

В гидросфере густо заселены верхние слои вод морей и океанов. Почему в Мировом океане с глубиной количество живых организмов сокращается?

Основная масса организмов, обитающих в литосфере, сосредоточена в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров, почему?

Объясните, почему наиболее густые скопления живого вещества В.И.Вернадский назвал “пленками жизни”.

Учащиеся, работая в группах, извлекают информацию из текста, анализируют ее, отвечают на вопросы. Формулируют умозаключения и выводы. По результатам работы выступает одна из групп, другие группы выступают в качестве оппонентов.

Общая масса живых организмов биосферы Земли составляет не более 0,1% массы земной коры. Если литосферу представить в виде каменной чаши массой 4 кг, то гидросфера вместилась бы в этой чаше и имела бы массу 400 г. Масса атмосферы была бы равна массе медной монетки, а масса живого вещества – почтовой марке. Однако миллиарды лет из поколения в поколение живые организмы перерабатывали вещество земных оболочек. Как связаны все живые организмы?

Задание . Рассмотрите и проанализируйте рис. 214 на стр. 178 учебника. Прокомментируйте схему биологического круговорота веществ, указав:

какие основные звенья существуют в этом круговороте;

какую роль играет каждая группа организмов в биологическом круговороте;

будет ли осуществляться биологический круговорот, если убрать хотя бы одно его звено?

Учащиеся изучают и анализируют схему, отвечают на поставленные вопросы. Представляют результаты работы.

4. Рефлексия

Вопросы для самопроверки усвоения изученного материала. Выберите правильный ответ:

Учение о биосфере создал (А. Ж.Б.Ламарк Б. Э.Зюсс В. В.И.Вернадский).

Совокупность всех живых организмов на Земле образует (А. Живое Б. Неживое) вещество биосферы.

Среди живых организмов наиболее разнообразны по видовому составу (А. Грибы Б. Растения В. Животные).

По массе живого вещества среди живых организмов превосходят (А. Грибы Б. Растения В. Животные).

Биосфера охватывает нижнюю часть (А. Атмосферы Б. Гидросферы В. Литосферы), верхнюю часть (А. Атмосферы Б. Гидросферы В. Литосферы) и всю (А. Атмосферу Б. Гидросферу В. Литосферу).

Мощность биосферы составляет (А. 6-7 км Б. 20-25 км В. 30-35 км).

Процесс круговорота веществ начинается с деятельности (А. Животных Б. Микроорганизмов В. Растений).

Учащиеся самостоятельно определяют уровень достижений своих результатов, используя ключ и шкалу оценивания.

Инструмент проверки: ключ.

А, В, Б

Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл (за вопрос 5 – 3 балла).

Ответ неправильный или отсутствие ответа – 0 баллов.

“5”

“4”

“3”

“2”

9 баллов

8-7 баллов

6-5 баллов

менее 5 баллов

По итогам работы школьники проводят анализ и определяют круг вопросов, которые вызвали затруднение.

Учащиеся формулируют общие выводы:

Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами. Учение о биосфере создал В.И.Вернадский.

Совокупность всех живых организмов составляет живое вещество биосферы.

Живое вещество характеризуют по его массе, месту обитания, по видовому разнообразию и по численности каждого вида.

Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Каждая группа организмов играет в биосфере определенную роль. Живое вещество биосферы участвует в биологическом круговороте веществ, который связывает в единое целое все части природы.

5. Домашнее задание

Составить синквейн “Биосфера”.

Правила составления синквейна.

В синквейне пять строк, в том числе:

Понятие (одно слово, в нашем случае биосфера).

Прилагательные (два слова).

Глаголы (три слова).

Предложение, фраза (из четырех слов).

Существительное, утверждение (одно слово).


Конспект к уроку географии "Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере" 10 класс

16.05.2015 4443 604 Вяткина Екатерина Сергеевна

Цель урока: Закрепить имеющиеся знания учащихся из курса физической географии, биологии об оболочке жизни – биосфере, о её границах, составе и структуре, о периодах развития.

Задачи урока:

1.Сформировать понятие «ноосфера» как самую высшую, развитую ступень биосферы (по Вернадскому).

2.Показать связь биосферы и экологии по вопросам охраны ОС и биосферы; способствовать экологическому просвещению и воспитанию учащихся.

3.Учить выделять в изучаемом материале главное, находить пути решения проблем.

Тип урока: закрепление и изучение новых знаний о биосфере Земли.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.

Ход урока.

I. Вводно- мотивационная часть.

II. Психологический настрой учащихся:

Здравствуйте, ребята!Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.

В ходе урока мне будет приятно, если вы продемонстрируете свою эрудицию, умение работать с картой и умение извлекать при ее анализе информацию, умение выделять только главное и существенное. Ваши умения и навыки будут основными критериями при оценивании вашей работы на уроке.

III. Подведение к изучению новой темы:

Биосфера - ноосфера

Это сферы, сферы веры

И надежда там в порядке

Где любовь играет в прятки.

Биосфера - ноосфера

Две сестрицы в одном теле.

И попробуй, разберись,

Что за чудо эта жизнь.

Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить? Какую тему изучим? (Ответы учащихся)

Как изучение данной темы можно связать с жизнью? (Биосфера- это живая оболочка Земли, если ее не охранять исчезнет все живое на планете, а как всем известно человек-это составная часть биосферы.)

IV. Актуализация знаний учащихся:

Давайте вспомним некоторые понятия и определения, которые пригодятся нам сегодня на уроке.

1.Какие оболочки Земли вы знаете?

2.Что означает слово «биосфера»?

3.Как происходит взаимосвязь компонентов в биосфере?

4.Каково значение биосферы?

5. Продолжите предложение: Биосфера для меня - это...

Вступительное слово учителя.

Дорогие друзья! Удивительна природа Земли. Из космоса она кажется голубой – столько на ней воды. А какие высокие горы опоясывают материки, равнины, по которым текут реки и на которых расположены города. И воздушное одеяло, согревающее нашу Землю и защищающее её от попадания небесных тел и от солнечных лучей. И всё это великолепие заселено живыми организмами: растениями, животными, человеком. Благодаря этому Земля отличается от всех планет Солнечной системы.

Об этой удивительной оболочке – биосфере сегодня наш урок. С вашей помощью мы вспомним состав и строение биосферы, этапы её развития, экологические проблемы охраны биосферы.

V. Сообщение темы и цели урока.

VI. Организация групповой работы:

А чтобы на уроке успеть рассмотреть и обсудить все вопросы, связанные с биосферой, предлагаю каждой группе поработать самостоятельно над заданиями, при этом использовать не только §13 учебника географии, но и дополнительным материалом.

Работа в группах по заданиям учителя.

I группа. Задание : используя §13 учебника географии, учебник 6 класса и дополнительный материал по теме, составьте опорную схему «Биосфера – оболочка жизни. Её границы».

Подумайте над проблемой: (1) в истории Земли всегда ли существовала биосфера? При каких условиях она может прекратить своё существование?

Предложите свои конкретные пути решения по охране биосферы.

Ответ обоснуйте.

II группа. Задание : используя §13 учебника географии, абзац 2, составьте опорную схему «Состав и структура биосферы».

Подумайте над проблемой: (2) в какой части Мирового океана показатель биологической продуктивности выше, почему? Какие мероприятия проводятся в целях охраны биосферы? Какие объекты взяты под охрану в нашей области?

Сделайте выводы.

III группа. Задание : пользуясь текстом учебника §13, абзац 3 и дополнительный материал, составьте опорную схему «Периоды развития биосферы».

Подумайте над проблемой: (3) какие условия способствовали переходу биосферы в ноосферу? Есть доказательства перехода в ноосферу? Завершён ли этот процесс в настоящее время?

Кто ввел этот термин? Что он означает? Какие экологические проблемы существуют в биосфере?

Ответ обоснуйте.

VII . Закрепление знаний.

Тестирование.

1. Биосфера возникла благодаря:

а) микроорганизмам;

б) растениям;

в) животным;

г) всему перечисленному выше.

2. По мнению учёных, в какой среде появились первые живые организмы:

а) в земной коре;

б) в воде;

в) в воздухе;

г) в ледниках.

3. В биологическом круговороте продуктами (производителями) считаются:

а) животные;

б) растения;

в) микроорганизмы;

г) все вместе выше перечисленные организмы.

4. 70% общей биомассы Мирового океана составляют:

а) зоопланктон;

б) нектон;

в) бентос;

г) фитопланктон.

5. На материках 99% всей биомассы составляют:

а) зелёные растения;

б) микроорганизмы;

в) млекопитающие;

6. Основатель учения о биосфере- это:

а) Э. Зюсс;

б) Ч. Дарвин;

в) В. Вернадский;

г) Э. Леруа.

7. Благодаря этому процессу происходит преобразование в листьях зелёных растений неорганических веществ в органические:

а) биологическому круговороту;

б) фотосинтезу;

в) круговороту воды;

г) солнечной радиации.

8. Наиболее важные мероприятия ЮНЕСКО в рамках программы «Человек и биосфера» - это создание:

а) памятников природы;

б) заказников;

в) национальных природных парков;

г) биосферных заповедников.

9. Круговороты веществ, в том числе и биологический, на Земле происходят благодаря:

а) Мировому океану;

б) солнечной энергии;

в) живым организмам;

г) горным породам.

Ответы: 1г; 2б; 3б; 4г; 5а; 6в; 7б; 8г; 9б.

VII. Домашнее задание: §13, ответы на вопросы (устно), задание 7.

Итог урока: Что нового сегодня узнали на уроке?

VIII. Рефлексия.

IX. Сегодня на уроке я:

научился (-ась)…

было интересно…

было трудно…

Урок привлек меня тем…

Своей работой на уроке я:

доволен

не совсем доволен

я не доволен, потому что…