Речь детей с онр 3 уровня. Логопедическая характеристика ребенка дошкольного возраста с ОНР-III уровнем речевого развития

При ОНР третьего уровня ребенок способен говорить развернутыми фразами, но при этом произносит неправильно многие слова, делает как лексические, так и грамматические ошибки.

Такие дети все еще с трудом общаются с окружающими, их речь могут понять только родители, которые к ней привыкли и выступают переводчиками между малышом и другими людьми. У таких детей в речи зачастую смешаны между собой, нечетко слышны свистящие, шипящие, сонорные звуки. Они говорят, к примеру, «сарь» вместо «царь», «сапка» вместо «шапка».

Отличие от второго уровня

В отличие от детей со вторым уровнем ОНР такие малыши умеют пользоваться различными частями речи, для них несложно грамматически правильно построить простую фразу, они уже иногда используют сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, хоть и делают при их составлении ошибки.

У таких детей довольно большой словарный запас, они могут составить короткий рассказ о себе и своей семье, о вчерашнем дне, об истории на картинке, используя общеупотребимые слова. Но при этом они заменяют сложные для них слова другими, более простыми в произношении, а составляя фразы самостоятельно, они путаются больше детей, у которых нет проблем с речью.

Диагностика третьего уровня ОНР

У детей с третьим уровнем ОНР логопед может разделить звуки, которые произносит малыш, на правильные и неправильные, в то время как у детей первого и второго уровня ОНР это практически невозможно.

В речи таких детей все еще встречаются предложения, построенные грамматически неправильно, причем основные ошибки они допускают при согласовании слов. В основном это касается предложений с подчинением, где есть союзы, например, «Маша бежала, атому испугалсь» (Маша убежала, потому что испугалась»). Составляя рассказ по картинке, дети предпочитают выделять только главного персонажа и то, что он делает, но при этом опускают предметы, которые тот использует.

При диагностике у логопеда выявляется, что дети не понимают значений довольно многих слов, некоторые они употребляют не совсем верно, например, не могут провести разницу между «красить», «рисовать», «черкать» и «писать».

Основные лексические ошибки при третьем уровне ОНР

  • тенденция к замене общим названием предмета какой-то его части: «стол» вместо «столешница», «рука» вместо «ладонь»;
  • ребенок не называет профессию, а говорит лишь то, что человек делает: «дядя готовит» вместо «повар», «тетя шьет» вместо «швея»;
  • тенденция к укрупнению: «одежда» вместо «пальто», «машина» вместо «автобус»;
  • замена признаков предметов: «большой» вместо «высокий, толстый или длинный».

Основные грамматические ошибки при третьем уровне ОНР

  • частые ошибки при согласовании прилагательных и существительных при изменении рода, числа или падежа: «куклы стоят на высокими полках» вместо «куклы стоят на высоких полках»;
  • неумение подобрать правильную форму существительного при употреблении его с числительным: «две девочка» вместо «две девочки»;
  • отсутствие в речи предлогов, причем ребенок может как совсем исключать их из фразы, так и заменять другими: «Маша купалась ванной» вместо «Маша купалась в ванной»;
  • неумение правильно подобрать форму окончания при использовании существительных во множественном числе: «дети играли с гусами, цыплятами» вместо «дети играли с гусями, цыплятами».

Основные фонетические ошибки при третьем уровне ОНР

Это практически все возможные нарушения при звукопроизношении: неправильно произносятся свистящие, шипящие звуки, звонкие-глухие, твердые-мягкие.

Кроме того, дети с таким диагнозом, встречаясь со сложным словом, где несколько согласных стоят рядом, сокращают его, делая более простыми для произношения, например «бука» вместо «булка». Они могут менять слоги местами или неправильно употреблять звуки: «роковода» вместо «сковорода».

Логопедическая характеристика ребенка дошкольного возраста с ОНР-III уровнем речевого развития.

Описание состояния речевых функций ребенка

Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение без аномалий. Отмечается повышенная саливация. Страдает объем, точность выполняемых движений; не может длительно удерживать положение органов артикуляции; переключаемость движений нарушена. При проведении артикуляционных упражнений тонус мышц языка повышается.
Общее звучание речи. Речь маловыразительная; голос слабо-модулированный, тихий; дыхание свободное; темп и ритм речи в пределах нормы.
Звукопроизношение. Звукопроизношение нарушено в группе сонорных звуков, аффрикат; шипящие поставлены, на данный момент идет автоматизация этих звуков на уровне слова. Так же пока сохраняется контроль в свободной речи за произнесением звука [л].
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Фонематические представления сформированы на недостаточном уровне. Осуществляет выделение на слух заданного звука из звукового ряда, из слогового ряда, из рада слов. Место звука в слове не определяет. Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза не сформированы.
Слоговая структура слова. Отмечаются трудности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры.
Пассивный и активный словари характеризуются бедностью, неточностью. Отмечается незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека и животных, наименований профессий и действий, связанных с ними. Испытывает трудности в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов. Страдает употребление обобщающих понятий. Испытывает затруднения в употреблении некоторых простых и большинство сложных предлогов. Пассивный словарь значительно превышает активный.
Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, в согласовании существительных с числительными. Отмечаются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Отмечаются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. В речи преимущественно использует простые распространённые предложения.
Связная речь. Отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Наблюдается нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (III уровень), дизартрия (?)
Рекомендовано: Консультация невролога.

Общее недоразвитие речи (в дальнейшем именуемое просто как ОНР) – это патология, которая очень часто встречается среди современных дошкольников. Медики условно разделяют этот диагноз на :

  • речь не присутствует совсем (ОНР 1 уровня);
  • словарный запас у малыша очень скудный, не соответствующий норме у сверстников в его возрасте ();
  • речь присутствует, но сильно искажается смысл слов и предложений (ОНР 3 уровня);
  • при составлении словосочетаний и предложений допускаются заметные ошибки в грамматике (ОНР 4 уровня).

Информация, приведенная ниже, содержит в себе подробную характеристику ОНР 3 уровня: его причины, симптомы и методы лечения. Всем родителям важно понимать, что от патологии на 3ей стадии можно избавиться полностью, если не запускать ситуацию, а уделять достаточно времени коррекционной работе и развитию своего малыша.

Причины и признаки патологии

Общее недоразвитие речи 3 уровня встречается у многих детей дошкольного возраста, ведь на его проявление влияет сразу несколько факторов. Не во всех случаях возникновение этой патологии даже зависит каким-либо образом от родителей, иногда она приобретается уже в детском возрасте или формируются еще в материнской утробе без влияния каких-либо внешних факторов.

  1. то, как долго длится состояние недоразвития у ребенка;
  2. когда именно начались отклонения;
  3. какие симптомы чаще всего проявляются;
  4. насколько сильно выражена патология;
  5. какие заболевания ребенок переносил ранее.

На основании общей объективной оценки всех этих показателей составляется индивидуальный курс лечения. Коррекционная работа при ОНР 3 уровня имеет следующие цели:

  • установление правильного звукопроизношения и верного построения слов в предложении ();
  • развитие навыков грамматического построения речи;
  • усложнение речевого выражения мыслей, развитие навыка выражаться более глубоко и детально;
  • установление постоянного использования в речи сложных предложений.


Основной процесс коррекции ОНР 3 уровня проходит под контролем квалифицированных врачей. После того, как логопед выдал заключение с подтверждением наличия патологии и установлением ее формы, он назначает ряд лечебных мер, способных восстановить развитие ребенка в нужном темпе.

Помимо работы, которая проводится на лечебных занятиях, логопеды настоятельно рекомендуют родителям как можно больше времени уделять самостоятельной работе с малышом. Одной из самых эффективных мер, применяемых родителями, считается игра «Поймай слог» или «Поймай слово». Ее смысл в том, чтобы диктовать ребенку несколько готовых слов, в которых будет присутствовать один и тот же слог (или предложения со словами – в другой версии игры). Малыш должен услышать этот слог (слово) и уже сам назвать другие элементы речи, в которых он присутствует.

Такая игра интересна и ребенку, т. к. он проводит время с родителями, и полезна для родителей, ведь с ее помощью они точно могут определить, на какой стадии сейчас прорабатывается ОНР у малыша.

Профилактика

Лучшая профилактика для любого ребенка – это, конечно, внимание родителей. Поскольку ОНР 3 уровня гораздо проще в лечении, восстановиться после этой стадии отклонения не очень тяжело, но лучше все же его совсем не допустить. Для того чтобы исключить риски, родители могут принять следующие меры:

  1. в младшем возрасте как можно лучше оградить ребенка от вирусных и инфекционных заболеваний;
  2. уделять большое количество времени развитию навыков коммуникации – общаться с малышом и поддерживать его желание общения со сверстниками, помогать в разрешении любых недопониманий;
  3. не допускать возможных травм головного мозга;
  4. как можно сильнее стимулировать речевую активность у ребенка с самого раннего возраста.

В заключение

Конечно же, малыш должен развиваться и самостоятельно – родители не должны быть рядом при каждом его шаге. Однако никогда не нужно забывать, что любые патологии развиваются только из-за того, что не были замечены взрослыми вовремя.

Поэтому, если есть подозрения на любые отклонения в развитии, – лучше перестраховаться и обратиться к врачу за консультацией, а когда опасения подтвердятся, немедленно принимать меры.

Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Коррекция недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи.

МКБ-10

F80.1 F80.2

Общие сведения

Выделение четырех уровней речевого развития вызвано необходимостью объединения детей с логопатологией в группы для организации специального коррекционного обучения с учетом тяжести речевого дефекта. ОНР 3 уровня в отечественной логопедии определяется как наличие развернутого фразового высказывания со специфическими лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Это более высокая ступень речевого развития по сравнению с ОНР 1 и 2 уровня. Однако все языковые средства еще недостаточно оформлены, чтобы считать их соответствующими норме, поэтому нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Такое расстройство речевых навыков может диагностироваться у дошкольников, начиная с 4-5-летнего возраста, и у младших школьников.

Причины

Факторы, вызывающие недостаточную сформированность речи, могут быть биологическими и социальными. Первые могут воздействовать на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов оказывает влияние на детскую речь уже после рождения.

  • Биологические . К данной группе относятся негрубые, нетяжелые поражения ЦНС у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, ВПФ. Их непосредственными причинами могут выступать вредные привычки будущей мамы, токсикозы беременности , родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия , ЧМТ , заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и т. д. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия , алалия , афазия, заикание , а при наличии расщелин твердого и мягкого неба – открытая ринолалия .
  • Социальные . Включают неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и родителями, конфликтные ситуации в семье, педагогическая запущенность и синдром госпитализма тормозят развитие речи и неблагоприятно сказываются на психическом развитии. Другая возможная причина ОНР у ребенка – дефицит вербального общения (например, при наличии глухонемых родителей), многоязычное окружение, неправильная речь взрослых. Повышение уровня развития речи с 1-2 до 3-го может произойти в результате целенаправленного логопедического обучения.

Патогенез

Механизм несформированности речевой деятельности при ОНР тесно связан с первичным речевым дефектом. Этиологическим субстратом может служить органическое поражение речевых центров или черепно-мозговых нервов, патология периферических органов речи, функциональная незрелость ЦНС. Вместе с тем, у детей с третьим уровнем ОНР различного генеза наблюдаются общие типичные признаки, указывающие на системный характер нарушения речевой деятельности: элементы ЛГ недоразвития, ошибки звукопроизношения, искажение слоговой структуры сложных по звуконаполняемости слов, трудности звукового анализа и синтеза. Следует подчеркнуть, что при общем недоразвитии речи все эти недостатки возникают на фоне сохранного биологического слуха и интеллекта.

Симптомы ОНР 3 уровня

Основным новообразованием данного этапа становится появление развернутой фразы. В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.

Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к норме, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, неразличение лексических значений многих слов (например, ребенок не может объяснить разницу между ручьем и рекой). Не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

Звуковое оформление речи значительно лучше, чем при ОНР 2 уровня . Тем не менее, сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм). Страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами. Отстает формирование фонематических процессов: ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук.

Осложнения

Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности. Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия , дизорфография , дислексия , плохая успеваемость. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.

Диагностика

Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических блоков. Первый блок – медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра, невролога, челюстно-лицевого хирурга и др.) и результатов инструментальных исследований (рентгенографии лицевого черепа , МРТ головного мозга , ЭЭГ). Второй блок – нейропсихологический – относится к компетенции детского психолога, предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной сферы, общей и тонкой моторики. Третий блок – педагогический, проводится логопедом-дефектологом и включает обследование следующих сторон речи:

  • Лексико-грамматической . Изучается словарь ребенка (предметный, глагольный, признаков, притяжательных местоимений, наречий). Оценивается умение подбирать антонимы и синонимы к словам, знание частей целого, уровень обобщения. При проверке уровня сформированности грамматики первоочередное внимание обращается на умение конструировать распространенные простые и сложные фразы, согласовывать члены предложения в числе, роде и падеже.
  • Фонетической . Характер звукопроизношения уточняется изолированно, в слогах, словах и фразах. Выявляются виды произносительных нарушений: замены, нестойкое и недифференцированное употребление, искажения и смешения. У большинства детей обнаруживается нарушение 3-4-х и более групп звуков.
  • Фонематической . Проверяется отраженное повторение пар или рядов слогов, различение оппозиционных фонем, умение выделять первые и последние звуки в словах. Для этого используется вербальный, картинный и игровой дидактический материал.
  • Слоговой структуры . Определяется умение ребенка воспроизводить слова со сложной звуко-слоговой структурой. Выявляются дефекты звуконаполняемости, элизии, перестановки, антиципации, интерации, контаминации.
  • Связной речи . Исследуется на материале пересказа знакомого текста, составления рассказа по картинкам. При этом оценивается полнота, логическая последовательность изложения, умение передать главную мысль и содержание.

Коррекция ОНР 3 уровня

Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:

  • Усвоение грамматических норм языка . Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
  • Обогащение лексики . Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
  • Совершенствование фразовой речи . Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
  • Развитие произносительных навыков . Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Подготовка к обучению грамоте . Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).

Прогноз и профилактика

Дети с 3 уровнем речевого развития обучаются в обычных общеобразовательных школах, однако могут испытывать значительные учебные трудности, в связи с чем должны продолжать заниматься на школьном логопунгкте. Правильно организованный речевой режим, регулярные занятия с логопедом и точное выполнение всех его рекомендаций помогут ребенку добиться чистой и правильной речи. Предупредить отставание в речевом развитии помогает профилактика перинатальных и ранних постнатальных поражений ЦНС, благоприятная речевая среда и семейная обстановка, в которой растет ребенок. Для своевременного выявления речевых дефектов необходимо обязательно посетить логопеда в возрасте 2,5-3 лет.

Все чаще от родителей можно услышать, что их ребенок страдает расстройством речевого развития. У детей наблюдается ограниченность лексического запаса, неверное произношение звуков, а иногда и полное отсутствие речи. В этом случае взрослым нужно побеспокоиться, соответствует ли речь малыша уровню его возраста. При необходимости должна быть проведена коррекционная работа со специалистом.

Почему речь затухает?

У детей иногда случается так, что они начинают говорить в раннем детстве, издают звуки, произносят односложные слова, но затем их речь затухает. Мнение о нарушении речевого развития часто бывает ошибочным, так как развитие речи ребенка происходит волнообразно. В периоды затихания накапливается пассивный словарь, формируются мыслительные процессы.

В это время родители не должны останавливаться, а продолжать читать ребенку стихи, сказки, беседовать с ним, рассказывать о явлениях окружающего мира. В определенный момент речь малыша восстановится и продолжит развиваться на новом уровне.

Беспокойство родителей должны вызывать нарушения, которые относятся не только к лексической стороне речи, но и ко всестороннему ее развитию. В этом случае страдает мышление, звукопроизношение. Заметны такие нарушения к трем годам.

Запоздалое развитие просматривается в том, что свои первые короткие слова малыш произносит только к трем годам. Выявляется несогласование грамматических форм, неспособность связно высказать свои мысли, малопонятная речь.

Коррекционная работа должна проводиться логопедом. При данных нарушениях ставится диагноз ОНР 3 уровня.

Навыки коммуникации

Дети с ОНР 3 степени мало общительны, менее контакты, чем их сверстники. Если они вступают в разговор, хорошо заметны нарушения:

  • звукопроизношения;
  • неправильная расстановка слогов в слове (как правило, усечение их количества);
  • недоразвитие фразовой речи.

Коммуникация усложняется тем, что окружающие не понимают речь этих детей. Такие малыши могут общаться свободно только с самыми близкими людьми, способными объяснить сказанное ими.

К сожалению, количество детей с ОНР растет. Причиной становятся неврологические нарушения, полученные в результате беременности, родов или травм, а также психологические изменения, стрессы.

Коррекционная работа специалиста будет направлена на то, чтобы сделать речь более понятной окружающим.

Специфика нарушений

Медики и логопеды не рекомендуют родителям самостоятельно ставить диагноз, так как он может быть ошибочным. Характеристика ОР должна проводиться специалистами. Даже если нарушения присутствуют, малыш может пытаться использовать в речи предложения с разной конструкцией (простые, сложные), однако отдельные компоненты этих предложений он может переставлять.

Дети с удовольствием учатся проговаривать сложные слова. Иногда в речи встречается аграмматизм, но ошибки бывают нерегулярными.

Лексический запас постепенно пополняется, однако ребенок не считает нужным затрудняться и произносить сложные слова. Ему легче будет высказать ту же мысль более простыми словами. Например, вместо «велосипедист» он может сказать «дядя», вместо «катается» - «едет». Иногда вместо названия всего предмета ребенок озвучивает название только его части, вместо отдельного представителя - обозначение вида («синичка» - «птичка»)

Такие дети идут по пути наименьшего сопротивления, так как им сложно произносить трудные и многосложные слова. Это может быть связано с неразвитостью мышц речевого аппарата, которые нужно развивать. В связи с этим и проводится коррекционная работа специалистом.

Такое явление называется дизартрия. Ребенок затрудняется произносить слова, так как речевой аппарат не двигается с нужной скоростью и не обладает мобильностью. Дизартрия развивается вследствие психологических и неврологических нарушений. Устанавливается диагноз «дизартрия» только врачом.

Как развивается речь при ОНР?

Характеристика ОНР 3 уровня проводится неврологами и логопедами. В школьном возрасте эти нарушения могут проявиться в неумении ребенком построить внятный логичный ответ, сформулировать свою мысль.

Довольно часто родители приводят детей к логопеду для коррекции звукопроизношения, однако упускают из виду построение речи. Нарушения в построении фраз выявить довольно легко: малышу сложно строить большие по объему предложения, он начинает путаться в конструкции. Его рассказ может прерываться, из него выпадают существенные смысловые элементы. Малышу с ОНР трудно перевести слова из пассивного запаса в активный, подобрать слова для описания предметов.

У детей с ОНР нарушен и фонематический слух. Это выражается в том, что они не могут подобрать слово с заданным звуком в названии. Например, коррекционная работа для улучшения фонематического слуха будет состоять в том, что ребенок будет учиться различать на слух в каждом слове конкретные звуки.

С детьми можно проводить игры «Поймай слог» или «Поймай слово». Малыш должен услышать в словах заданный звук или слог и назвать слово, в котором они есть. Немало усилий придется приложить для закрепления навыков различения гласного и согласного.

Работа по коррекции

Коррекционная работа для детей с ОНР должна проводиться на многих уровнях:

  • фонематическом;
  • грамматическом;
  • лексическом;
  • синтаксическом.

К лечению детей обязательно должен быть подключен невролог, который будет следить за ходом развития болезни. Чем раньше будут выявлены нарушения, тем быстрее получится откорректировать речь.

В чем будет состоять работа логопеда?

  • в коррекции звукопроизношения;
  • в играх на сопоставление грамматических форм;
  • в упражнениях на пересказ, составление рассказа по картинкам, описаний с заранее намеченным планом;
  • в тренировках на употребление слов в предложении и понимании их смысла.

Работа обязательно проводится вместе с родителями, которые закрепляют дома с ребенком полученные у специалиста навыки.

Работа по нормализации речи у детей неотъемлема от развития мелкой моторики. Для этой цели подойдут прописи для дошкольников, пальчиковые игры, которые может проводить логопед или родители дома. Отлично подойдет шнуровка, застегивание пуговиц, перебирание мелких предметов, мозаика, массажные мячики.

Все эти элементы работы направлены на всестороннее развитие детей. Не помешают занятия спортом или лечебной гимнастики. Развитие крупной моторики заставляет мозг работать быстрее и проявлять мобильность.

Довольно часто дети с ОНР ощущают психологический дискомфорт. Они общаются с узким кругом людей, которые их понимают и воспринимают такими, какие они есть. Во взрослом состоянии это может привести к развитию психологических комплексов, проблемами с трудоустройством и личной жизнью.

ОНР - серьезная проблема для детей и родителей. Чем раньше она будет замечена, тем лучше для ребенка. Не стоит избегать профилактического посещения невропатолога или логопеда. Они подскажут родителям, стоит ли беспокоиться, и как в дальнейшем проводить работу по коррекции.