Вениамин Левицкий. «Стажировка первых выпускников училища на Северном флоте

Странное сочетание имени, отчества и фамилии. Сейчас я очень сожалею, что в то время не поинтересовался происхождением этого имени. На одном из поминальных обедов дал обещание написать воспоминания о первом командире БПК «Образцовый», которого увидел, проходя последнюю практику перед окончанием училища в Балтийске.

Двух мичманов, в том числе и меня, Д. К. Чулков пообещал отпустить на неделю раньше к своим женам и невестам при отличном прохождении практики. Но, так получилось, что мы оба попали на гауптвахту по причине первого знакомства с комендантом Балтийска. За неделю до окончания практики мы оба предстали перед командиром БПК «Образцовый» и напомнили о его обещании. Он усмехнулся и сказал: «Хоть Вы и провинились, но я обещал». Подписал наши временные отпускные, отметил командировочные, и мы уехали.

После окончания училища я по желанию был направлен командиром трюмной группы на БПК «Образцовый». Командиром корабля был капитан III ранга Д. К. Чулков.

Осенью 1967 года БПК «Образцовый» ушел на свою первую боевую службу в Средиземное море. За несколько месяцев до боевой службы у нас были постоянные учения, учебные и боевые тревоги, я понял, что Д. К. Чулков как командир, был требовательным, грамотным, но достаточно жестким. На корабле соблюдался строгий распорядок дня, неукоснительное выполнение корабельного плана, постоянные разборки результатов учений или как их называли «подведение итогов»

Мы были молодыми, бесшабашными и рискованными офицерами, любили женщин, выпить и поспать. Командир корабля имел привычку после подъема обходить каюты. За ним следовал старший помощник командира Егоров В. Г. с блокнотом и карандашом. Открывалась каюта, записывался заспанный офицер и к следующей каюте. После подъема флага - построение, объявлялся, как правило, арест с содержанием на гауптвахте. То же самое происходило, если кто из офицеров опаздывал с берега, хотя бы на минуту. Такие проверки проводились постоянно, последовательно и пунктуально. Это говорит о том, что командир корабля не терпел разгильдяйства и безответственности.

Первая боевая служба длилась три месяца. Джемс Константинович постоянно находился на ходовом мостике. Он плохо переносил качку и регулярно глотал какие-то таблетки. Нам казалось, что такие таблетки выдавали только командирам кораблей.

Наш командир брал на себя смелость идти в темное время суток с включенным палубным освещением, с открытыми иллюминаторами кают, говоря, что скрытность, при наличии современной разведки, этими мероприятиями не обеспечивается. Постоянные учения, учебные и боевые тревоги, запах пропотевшей формы в надетом сверху химкомплекте - это была наша жизнь, наши трудовые будни.

До начала боевой службы экипажу БПК «Образцовый» требовалось выполнить много задач, с предварительной тщательной подготовкой, приемкой и разбором, с проставлением оценки Штабом бригады или дивизии НК.

Вспоминается, как Джемс Константинович защищал личный состав экипажа БПК «Образцовый» перед командованием всех рангов, в том числе и Балтийского флота. «Образцовый» был флагманским кораблем бригады и к кораблю предъявлялись повышенные требования. Многие штабные флагманские офицеры стояли на довольствии, в частности - продовольственном. Чулков Д. К. в кают-компании при старшем начальнике в присутствии флагманских специалистов мог очень резко сказать: «Снять с довольствия флагманского офицера (называет фамилию), так как он необъективно оценивает действия экипажа при сдаче очередной поставленной перед кораблем задачи».

В конце 1967 года после окончания первой боевой службы БПК «Образцовый был поставлен на ремонт в Кронштадт. Первое, что сделал командир корабля, пригласил коменданта гарнизона в каюту, из которой глубоким вечером слышались гитара и песни. Гауптвахта Кронштадта была очень маленькая, но у «Образцового» не было проблем с местами как для матросов, так и для офицеров.

Вспоминаются и другие случаи боевой службы. Лично у меня произошла потеря матроса при проходе через Гибралтар. Джемс Константинович тогда командовал группой кораблей. Все были развернуты обратно. Мы сутки или двое бороздили квадраты Средиземного моря, но поиски результатов не дали. Меня, как командира трюмной группы, вызвали на разбор и расследование к Чулкову Д. К. Все вопросы он ставил четким, ровным голосом, без всяких окриков и срывов, к которым я напрасно готовился.

При очередном базировании в Балтийске вспоминаю случай. Служили на корабле матрос-москвич и матрос из Среднеазиатской республики. Однажды, москвич появился с синяком на лице и как выяснилось, его ударил азиат. Доложили командиру, он всех вызвал в командирскую каюту. Спросил: «В чем дело?». Матрос с акцентом ответил, что его обозвали «Чуркой». Командир попросил повторить, а потом сказал: «Правильно сделал, что врезал». И всех отпустил.

В одном из походов в Средиземном море параллельными галсами шли «Образцовый» и американский корабль, примерно такого же класса. Командиры вышли на мостики, американский командир показывает Джемсу жестом «мол, давай, кто кого!». Оба скрылись в ходовые рубки, корабли стали набирать ход. Мне посчастливилось быть на юте, свободным от вахты. Задрожали палубы кораблей. Долгое время корпуса шли вровень, а затем «Образцовый» начал обходить американца. Потом говорили, что Джемс предупредил ПЭЖ и попросил выжать из газовых турбин все возможное. Гонки с американским кораблем повторялись дважды. После первого обгона американский командир не поверил и попросил еще раз подтвердить большую скорость.

В Средиземном море БПК «Образцовый» длительное время днем и ночью следил за авианосцем ударной группы. Идет заправка американского авианосца траверсным способом с обоих бортов. Такого у нас не было. «Образцовый» подходил к американцам так близко, что мы видели лица матросов. Шли сигналы, чтобы мы держались на более дальнем расстоянии во избежание непредвиденных и опасных ситуаций. Все снималось на фотокамеры. После этого БПК «Образцовый» впервые произвел заправку топливом траверсным способом.

В проливе Лаперуза завершилось совместное российско-американское учение, которое впервые проводилось на Тихом океане столь масштабно. В этом году его по предложению офицеров штаба 7-го флота ВМС США назвали "Тихоокеанский орел-2007".

Корабль к бою-походу приготовить! По местам стоять, с якорей и швартовых сниматься! - команда командира в утренний час явно взбодрила личный состав большого противолодочного корабля "Адмирал Пантелеев". Сотни пар флотских ботинок прогрохотали по трапам: военные моряки занимали посты согласно боевому расписанию. А в это же время на борту эскадренного миноносца "Лассен" по радиотрансляции звучала песня "Я убью тебя, лодочник": под слова из репертуара "Профессора Лебединского" американцы покидали дружелюбный Владивосток.
Надо было видеть, как следовали в район учения два корабля! Строго в кильватерном строю, на некотором удалении друг от друга, мощными форштевнями разрезая морскую гладь. Но только вездесущие чайки да сами участники перехода были свидетелями этого. В заданном квадрате залива Петра Великого первыми в боевую работу включились базовый тральщик ТОФ и противоминный корабль ВМС США "Патриот", которые вышли в море часом раньше. Построившись в тральный ордер, они двинулись вперед, уничтожая условные мины на минно-опасном участке. Когда за корму тральщика полетела бочка, имитирующая подсеченную мину, идущие следом "Адмирал Пантелеев" и "Лассен" сразу обнаружили ее и совершили маневр уклонения. Выведя отряд кораблей в безопасный район, тральщики сменили курс: американец пошел к месту своей приписки в японском порту Сасебо, а наш - в родную базу под Владивостоком.

Главный штурман ТОФ капитан 1 ранга
Михаил Сажаев:
- Впервые учение с американцами проводилось столь интенсивно и длительно как по времени, так и географически: мы прошли совместно порядка 600 миль. В динамике использовалась корабельная авиация, а также самолеты обеих стран. По-моему, все задуманное удалось хорошо.

Тем временем в воздухе уже властвовала авиация. Откуда-то из-за облаков выскочил российский "Ил", а с бортов кораблей поднялись вертолеты морского базирования. На этом этапе учения было необходимо обнаружить и задержать судно - нарушителя государственной границы, роль которого выполнял буксир Приморской флотилии разнородных сил. Оснащенным современной аппаратурой летательным аппаратам не составило труда сделать это в считанные минуты. По их наведению вскоре над обнаруженным в море судном завис наш Ка-27ПС, а спущенная с американского эсминца на воду моторная надувная лодка доставила к нарушителю досмотровую группу. Действия зарубежных коллег подстраховывали с подошедшего поближе БПК "Адмирал Пантелеев": здесь в готовности N1 находилась батарея универсального калибра, готовая в любой момент открыть огонь, а у крупнокалиберных пулеметов "Утес" заняли место расчеты.
Заметим, даже погода сопутствовала выполнению намеченной программы. Солнце, спокойствие моря, видимость далеко за горизонт. Эпизоды учения отрабатывались один за другим. Корабли то проводили между собой тренировку по связи, то демонстрировали плавание в различных строях. Высокое мастерство показали вертолетчики. Корреспонденты "Красной звезды" с восхищением наблюдали, как "танцевал" в районе учебно-боевых действий вертолет под командованием военного летчика 1-го класса подполковника Александра Воронина, как слаженно действовали на всех этапах первого дня американские моряки. По словам руководителя учения комбрига капитана 1 ранга Андрея Нелидина, никто из участников не подкачал. А как сказал один из наблюдателей на борту нашего корабля старший лейтенант Мэтью Хэм, они тоже вполне удовлетворены результатами совместного общения с русскими моряками в море, особенно задержанием "плохих парней на пиратском судне".
Интересно, что до выхода в море на борту американского эсминца нам разрешили заглянуть в места, куда раньше не принято было запускать журналистов: в офицерскую каюту, на камбуз, в столовую команды младших чинов. В глаза сразу бросилось заметное отличие продуктов, которыми разнообразят меню для экипажа, от тех, что используются в рационе российских моряков. Здесь большой ассортимент мясных, рыбных и бобовых блюд, обилие овощей и фруктов. Один из сервированных столов никогда не занимается личным составом: он символизирует памятное место, связанное с погибшими когда-то военными моряками. Особое внимание на корабле уделяется бытовой устроенности военнослужащих. Каждая каюта оборудована санузлом, кроме холодной, есть и горячая вода. В распоряжении экипажа - спортивный и бытовой комплексы, магазин, банкомат, почта и Интернет.

Командир эсминца с управляемыми ракетами "Лассен" капитан 2 ранга Маршал Браун:
- Мы с хорошим настроением провели вместе с русскими братьями учебные маневры, выполнили все намеченные боевые упражнения. Уверен, это будет способствовать укреплению международного сотрудничества флотов двух государств.

По словам офицеров, их корабль большую часть времени проводит в океанских просторах, занимаясь интенсивной боевой учебой. Коллектив многонациональный: в нем есть и мексиканцы, и филиппинцы, и японцы. Женщины, которые составляют значительную часть экипажа, несут ратную службу наравне с мужчинами. Среди них - штурман, артиллерийский и палубный офицеры. Эта работа весьма престижна и высокооплачиваема, дает возможность каждому контрактнику получить образование в гражданском вузе, обеспечить достойное существование семье. А служба в море, помимо трудностей, несет и романтику, о которой многие мечтали с детства.
Интенсивные тренировки продолжились и на второй день учения. Команда "подъем!" прозвучала для российского экипажа в половине шестого, на эсминце "Лассен" часть вертолетчиков и вовсе не укладывалась спать, выполняя ночные полеты. По словам нашего наблюдателя на американском корабле майора Дмитрия Осауленко, один из двух вертолетов "Си Хоук" (в переводе "Морской ястреб". - Авт.) сейчас неисправен, на другом летают попеременно три отлично подготовленных экипажа. Ежедневно планируется не менее шести часов полетов над морем. Техника старая, 1982 года выпуска, но прошла две модернизации, на ней все автоматизировано, установлен лазерный дальномер, с помощью которого можно подсветить любую цель. Кстати, один из экипажей возглавляет молодая женщина. С Мэгэн удалось познакомиться, когда она во время учения с филигранной точностью посадила свою "вертушку" на вертолетную площадку "Адмирала Пантелеева", а потом стремительно унеслась по курсу корабля в небо. В свою очередь наш Ка-27ПС на несколько минут "присел" на палубу "Лассена", также изобразив передачу груза на другой корабль. Американцы наполнили коробку для командира БПК капитана 2 ранга Ивана Ковалева вкусным японским печеньем, гостинец для капитана 2 ранга Маршала Брауна состоял из приморских огурцов и помидоров в банках, засоленных по-домашнему, шпрот и сгущенного молока.
С интересом все ожидали артиллерийских стрельб по морской мишени. Ведь подобное упражнение выполнялось совместно лишь однажды в начале 90-х годов прошлого столетия. На этот раз американцы установили оранжевый шар на расстоянии около восьми километров от кораблей, а право открыть стрельбу главным калибром предоставили русским. Гулко ударила носовая пушка. С борта обоих кораблей наблюдали разрыв пристрелочного снаряда неподалеку от качающейся на слабой волне плавающей мишени. Недолет 300 метров. "Контрольный!" - следует распоряжение с ГКП командиру ракетно-артиллерийской боевой части. Второй снаряд взрывается уже рядом с оранжевой точкой. Есть попадание! Учитывается, что в реальном бою такой выстрел явно накроет более крупную боевую мишень. После очередной команды командира две артустановки бьют шквальным огнем, комендоры просто готовы разорвать этот едва заметный шар. Но... их останавливает руководитель учения. Пусть, дескать, и американцы потренируются, мишень ведь одна. Пристрелочный с "Лассена", который разрывается рядом с оранжевой точкой, наши офицеры оценивают как очень грамотный. Следующий выстрел одиночным вызывает досадное замечание: "Что ж они-то бьют осколочным?" По нашим правилам (а на обычных учениях тихоокеанцы чаще стреляют "болванками") снаряд сам должен точно попасть в мишень или лечь рядом. А тут он взрывается прямо в воздухе, и видно, как его осколки веером взрыхляют воду... Шквал огня! Один, второй, третий разрывы. Попадание! Словно и не было на воде оранжевого шара.

Командир БПК "Адмирал Пантелеев" капитан 1 ранга Иван Ковалев:
- В "Тихоокеанском орле" отличились командир батареи универсального калибра старший лейтенант Юрий Емельянов, командир радиотехнической боевой части капитан 2 ранга Олег Пузин, командир штурманской боевой части старший лейтенант Артем Колпащиков, старпом капитан 3 ранга Алексей Анциферов, старшина пожарной команды мичман Алексей Руднев, командир торпедного отделения старшина 1 статьи контрактной службы Евгений Колышев и многие другие офицеры, мичманы, старшины и матросы нашего корабля. Руководителю учения позвонил командующий флотом адмирал Виктор Федоров, передав благодарность всему экипажу.

Кто-то из наших офицеров сокрушается, почему не мы поразили мишень. Но капитан 1 ранга Нелидин совершенно спокоен.
- Что вы переживаете, я же дал команду на батарею сразу отключить дистанционные взрыватели на снарядах, иначе наши молодцы-комендоры ничего бы от нее не оставили. А так мы воочию увидели, как подготовлены к артиллерийской стрельбе американские моряки. Не хуже наших!
Ближе к вечеру на борту БПК состоялось событие, о котором стоит сказать отдельно. Одному из иностранных наблюдателей - старшему лейтенанту Мэтью Хэму - в этот день исполнилось 25 лет. Офицера, имеющего по материнской линии украинские корни, с юбилейным днем рождения от имени всего экипажа поздравил капитан 2 ранга Ковалев, вручив ему кружку и настенный календарь с символикой "Адмирала Пантелеева" и большой торт, изготовленный по этому случаю корабельными коками. Мэтью, широко улыбаясь, был явно взволнован таким радушием. Во время ужина в кают-компании он попросил русских офицеров разделить с ним его торжество за чаепитием.
На третий день учения, когда корабли вышли в пролив Лаперуза, погода испортилась. Дождевой фронт темной стеной протянулся на десятки миль от южной оконечности Сахалина к северной части острова Хоккайдо. Угрожающе сверкала гроза. Но в небе опять появились самолеты, в том числе и американский "Орион". Где-то вдалеке дымило оранжевой завесой "погибающее" в море судно - начиналась операция по его спасению. С обоих кораблей на воду спустили катера: на нашем находилась аварийно-спасательная группа, на американском - группа оказания медицинской помощи. Над судном, терпящим бедствие, зависли два вертолета. С "Камова" на лебедке спустился в воду фельдшер-спасатель Евгений Журавель, чтобы вытащить тонущего "человека". На этот раз прапорщик поднял на борт вертолета лишь чучело. Но в практике службы экипажа подполковника Воронина были случаи, когда действительно приходилось вылетать к местам аварии судов, спасать из бушующего моря человеческие жизни.
Эпизод за эпизодом - по ходу кораблей к берегам Сахалина. Всплеск эмоций на палубе "Лассена" вызвала передача грузов по канату с одного корабля на другой, когда главный боцман пантелеевцев старший мичман Андрей Савин с расстояния метров в 60 правой рукой закинул на борт эсминца бросательный конец. Американцы-то передали конец своей веревки с помощью выстрела шомполом из винтовки М-14. А уж в символический груз россияне вложили и юмор, и гостеприимство. В пакете, переданном американцам, лежали водка "Русский стандарт", несколько банок красной икры и буханка черного хлеба. Гостинец наших партнеров включал в себя печенье и бейсболки с корабельной символикой. Одну из таких кепок командир БПК решил подарить своему однокашнику по военной академии комбригу капитану 2 ранга Игорю Осипову.
Заключительной точкой "Тихоокеанского орла" стала красивая траурно-торжественная церемония отдания почестей морякам советской подлодки "Л-19" и американской "Ваху", погибшим во Второй мировой войне в проливе Лаперуза. Подобный церемониал впервые проводился совместно минувшим летом во время международного "Похода памяти" к берегам Сахалина большого десантного корабля БДК-98 и плавбазы подводных лодок "Фрэнк Кэйбл". И ныне корабли, замедлив ход, шли почти рядом, на их вертолетных площадках в парадной форме выстроились члены экипажей. Волнение проявлялось на лицах участников, когда зачитывались списки навсегда ушедших в морские глубины героев-подводников. "Кононенко - Мортон, Павловский - Бурган, Аветов - Грин, Стаханов - Нэндерсон, Рудаков - Кэмпбел, Сидоренко - Лэйп..." Эти сочетания фамилий напомнили нам, что в той войне русские и американцы были союзниками. Под траурную мелодию флотильского оркестра моряки "Адмирала Пантелеева" опустили на морскую воду венок. То же самое почти одновременно сделала и американская сторона. Море подхватило, закружило их, словно торопясь передать поклон погибшим от соотечественников. И - момент прощания!
А торжественные мероприятия продолжились на следующий день, когда наш БПК зашел в порт Корсаков. Делегация военных моряков вместе с представителями местной администрации и ветеранами Великой Отечественной войны возложила цветы и венок к памятнику 300-летия Российского флота, оркестр штаба Приморской флотилии дал плац-концерт на улицах города. Вечером во Дворце культуры "Океан" корсаковцы с удовольствием послушали выступления флотских артистов. За два дня пребывания "Адмирала Пантелеева" на Сахалине его посетили более полутора тысяч местных жителей, восхищаясь мощью боевого корабля.

Весна и лето 1944 г. принесли радость многих побед над немецко-фашистскими захватчиками. Особое ликование среди североморцев вызвало освобождение Одессы и Севастополя. Среди моряков развернулся сбор средств на восстановление города морской славы - Севастополя.

В жизни бригады подводных лодок в этот период также произошли важные события. В конце марта подводная лодка «С-56» была награждена орденом Красного Знамени, а 10 апреля в бригаде появились первые кавалеры орденов морской славы. Ордена Ушакова II степени был удостоен командир бригады капитан 1 ранга И. А. Колышкин; ордена Нахимова II степени - капитаны 2 ранга М. П. Августинович, И. Ф. Кучеренко и Г. И. Щедрин. Медали имени прославленных русских флотоводцев получили главные старшины Ф. Кудряшов и Г. Сорокин, старшины 2-й статьи Н. Фадеев и В. Сидоров, старший матрос И. Шевкунов, матрос И. Базанов и другие отважные подводники, участвовавшие во многих боевых походах. 22 июня 1944 г. в Полярном был открыт памятник героям-подводникам, павшим в боях за Родину. На митинге, посвященном этому событию, моряки поклялись беспощадно уничтожать фашистских захватчиков, новыми боевыми успехами приближать долгожданный час победы над врагом.

В мае на коммуникациях противника активно действовали подводные лодки «С-15», "С-56", «С-103» и «М-201».

"М-201" смело атаковала транспорт, стоявший у пирса селения Мальвик (близ мыса Маккаур). В этом же районе открыла свой боевой счет «С-15» (командир капитан-лейтенант Г. К. Васильев). 29 мая «С-103» (командир капитан 3 ранга Н. П. Нечаев) четырьмя торпедами атаковала три тральщика, два из них затонули.

Летом 1944 г. отличились многие подводные лодки. 20 июня «С-104» (командир капитан 2 ранга В. А. Тураев) в районе Конгс-фьорда получила радиограмму о выходе конвоя из Киркенеса и направилась ему навстречу. Ее атака завершилась большой удачей - четырьмя торпедами она потопила транспорт, сторожевой корабль и тральщик. За этот блестящий успех весь экипаж лодки удостоился высоких правительственных наград. Политотдел бригады выпустил по этому поводу специальную листовку "Победителям слава!", в которой рассказывалось о воинской доблести и мастерстве личного состава "С-104". Она заканчивалась призывом: "Товарищи подводники! Настала горячая пора решающих боев. Сейчас нельзя терять ни одного дня, ни одной минуты, все силы, все умение - на поиск и уничтожение вражеских транспортов и кораблей!".

9 июля началась очередная операция подводных лодок и разведывательной авиации на коммуникациях противника. К 12 июля у норвежского побережья были развернуты подводные лодки «Л-15», "Щ-402", «С-56», "С-14" и «М-200». Через два дня в проливе Магерейсунн самолет-разведчик обнаружил фашистский конвой. В его составе насчитывалось 6 транспортов, 10 кораблей и 11 катеров. Три подводные лодки получили радиограммы о движении конвоя и вышли на перехват его.

Утром 15 июля конвой последовательно атаковали подводные лодки «С-56» (в районе мыса Харбакен) и «М-200» (в районе Перс-фьорда). Затем удар по нему нанесла группа торпедных катеров ("ТКА-12", «ТКА-13», "ТКА-238", «ТКА-239», "ТКА-240", «ТКА-241», "ТКА-242" и "ТКА-243") во главе с командиром дивизиона капитаном 2 ранга В. Н. Алексеевым. Ее прикрывала четверка истребителей. Обнаружив конвой у Бек-фьорда, катера под прикрытием дымзавес устремились к нему, чтобы атаковать его центр. Однако, встретив сильное противодействие быстроходных сторожевых катеров, они изменили направление атаки - зашли с хвоста конвоя. В этом бою враг потерял 3 транспорта и несколько кораблей охранения. «ТКА-239» (командир старший лейтенант В. Д. Юрченко) вышел в атаку самостоятельно (до этого был занят уничтожением вражеского дрифтербота). Сильным артиллерийским огнем противнику удалось потопить катер.

Значительного успеха добился в своем пятом боевом походе экипаж «С-103». 23 августа лодка потопила танкер противника. 28 августа капитан 3 ранга Н. П. Нечаев получил радиограмму о движении другого вражеского конвоя. Произведенный штурманом расчет показывал возможность встречи с ним у мыса Харбакен, но для этого необходимо было идти, максимально развив ход. Тогда командир пошел на риск, решив форсировать минное заграждение на перископной глубине. Как всегда, первым известил о приближении противника акустик старшина 2-й статьи Н. С. Березовский. Командир поднял перископ: в 80 каб. от лодки шел конвой из двух транспортов и четырех кораблей охранения, в воздухе висел самолет. Лодка начала сближение. Достигнув расчетной точки залпа, она выстрелила одну за другой четыре торпеды. Через полторы минуты в отсеках отчетливо услышали три взрыва. До пункта назначения не дошли транспорт и сторожевой корабль врага.

В течение всего года активно действовали подводные заградители. «Л-20» совершила шесть боевых походов на постановку мин у берегов противника. Прибывший с Тихоокеанского флота новый экипаж этой лодки, возглавляемый капитаном 3 ранга Е. Н. Алексеевым, быстро освоился с обстановкой на Северном морском театре и значительно приумножил боевую славу корабля.

С новым экипажем лодка вышла в море 11 июня. Ее провожали командир и начальник политотдела бригады, моряки других лодок. По доброй традиции командир однотипной «Л-15» капитан 3 ранга В. И. Комаров пожелал Алексееву боевого успеха и отдал швартовы. В походе участвовал опытный подводник командир дивизиона капитан 2 ранга М. П. Августинович.

14 июня на оживленном участке коммуникаций в районе острова Рольвсей «Л-20» поставила мины, на которых на следующий день подорвался и затонул фашистский транспорт в 7 тыс. брт.

В конце июня лодка снова выходила в море для постановки мин. На этом минном заграждении затонул еще один вражеский транспорт.

Подводные заградители «Л-15» и «Л-22» также осуществили несколько минных постановок на вражеских коммуникациях.

В сентябре флот готовился к разгрому врага в Заполярье. В соответствии с общим планом Петсамо-Киркенесской наступательной операции намечалось усилить действия североморцев на морских коммуникациях противника. В период подготовки и в ходе операции, с 15 сентября по 31 октября, подводные лодки совершили 17 боевых походов. В завершающих боях на Севере участвовали «С-14», "С-15", «С-51», "С-56", «С-101», "С-102", «С-104», "Щ-402", «М-171», "Л-15", «Л-20», "В-2", «В-3» и «В-4». Это был самый напряженный период в боевой деятельности подводных лодок Северного флота в 1944 г.

Командующий вице-адмирал Константин Сиденко. Начальник штаба вице-адмирал Александр Толстых.

Приморская флотилия разнородных сил (Фокино)


Командующий контр-адмирал Сергей Авакянц.

36-я дивизия надводных кораблей (Фокино)


Командир контр-адмирал Александр Носатов.

"Варяг" — гвардейский ракетный крейсер проекта 11641. Бортовой номер 011, в составе флота с 1989 года. Командир гвардии капитан 1-го ранга Эдуард Москаленко.

"Адмирал Лазарев" — тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 11442. Бортовой номер 015, в составе флота с 1984 года. Командир капитан 1-го ранга Андрей Гранин. В консервации.

"Безбоязненный" — эсминец проекта 956. Бортовой номер 754, в составе флота с 1990 года. Командир капитан 1-го ранга Роман Машек. В ремонте.

"Боевой" — эсминец проекта 956. Бортовой номер 720, в составе флота с 1986 года. Командир капитан 1-го ранга Вадим Глущенко. В консервации.

"Бурный" — эсминец проекта 956. Бортовой номер 778, в составе флота с 1988 года. Командир капитан 1-го ранга Алексей Иманов. В ремонте.

"Быстрый" — эсминец проекта 956. Бортовой номер 715, в составе флота с 1989 года. Командир капитан 1-го ранга Андрей Сапрыкин.

44-я бригада противолодочных кораблей (Владивосток)


Командир капитан 1-го ранга Андрей Нелидин.

"Адмирал Виноградов" — большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 572, в составе флота с 1988 года. Командир капитан 1-го ранга Петр Подкопайло.

"Адмирал Пантелеев" — большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 548, в составе флота с 1991 года. Командир капитан 2-го ранга Иван Ковалев.

"Адмирал Трибуц" — большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 564, в составе флота с 1986 года. Командир капитан 2-го ранга Сергей Собокарь.

"Маршал Шапошников" — большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 543, в составе флота с 1985 года. Командир капитан 1-го ранга Анатолий Вислов.

100-я бригада десантных кораблей (Фокино)


Командир капитан 1-го ранга Александр Кузьминец.

БДК-11 "Пересвет" — большой десантный корабль проекта 775М. Бортовой номер 077, в составе флота с 1991 года. Командир капитан 2-го ранга Андрей Огнев. В ремонте.

БДК-98 — большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 055, в составе флота с 1982 года. Командир капитан 2-го ранга Игорь Акулов. В ремонте.

БДК-101 "Ослябя" — большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 066, в составе флота с 1981 года. Командир капитан 3-го ранга Сергей Комолов.

"Николай Вилков" — большой десантный корабль проекта 1171. Бортовой номер 081, в составе флота с 1974 года. Командир капитан 3-го ранга Александр Ким. В ремонте.

"Александр Николаев" — большой десантный корабль проекта 1174. В составе флота с 1982 года. В консервации.

19-я бригада подводных лодок (Малый Улисс)


Врио командира капитан 2-го ранга Александр Саутин.

Б-187 — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1991 года. В ремонте.

Б-190 "Краснокаменск" — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1992 года. Командир капитан 2-го ранга Сергей Волков.

Б-260 "Чита" — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1981 года. Командир капитан 2-го ранга Андрей Дергоусов.

Б-345 — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1994 года. Командир капитан 2-го ранга Александр Бардовский.

165-я бригада надводных кораблей (бухта Улисс)


Командир капитан 2-го ранга Игорь Осипов.

2-й и 25-й гвардейские дивизионы ракетных катеров

Р-11 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 940, в составе флота с 1991 года. В ремонте.

Р-14 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 924, в составе флота с 1991 года. В ремонте.

Р-18 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 937, в составе флота с 1992 года.

Р-19 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 978, в составе флота с 1992 года.

Р-20 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 921, в составе флота с 1993 года. Командир гвардии капитан 3-го ранга Илья Страхов.

Р-24 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 946, в составе флота с 1994 года.

Р-29 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 916, в составе флота с 2003 года. Командир гвардии капитан 3-го ранга Александр Сидун.

Р-79 — ракетный катер проекта 1241Т. Бортовой номер 995, в составе флота с 1984 года. Командир гвардии капитан-лейтенант Валерий Попов.

Р-261 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 991, в составе флота с 1988 года. В ремонте.

Р-297 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 951, в составе флота с 1990 года. В ремонте.

Р-298 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 971, в составе флота с 1990 года.

11-й дивизион кораблей охраны водного района

МПК-17 — малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 362, в составе флота с 1991 года. Командир капитан 3-го ранга Максим Кулигин. В ремонте.

МПК-64 "Метель" — малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 323, в составе флота с 1990 года. Командир капитан 3-го ранга Сергей Панков. В ремонте.

МПК-221 — малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 354, в составе флота с 1987 года. Командир капитан 3-го ранга Андрей Лебедев.

МПК-222 "Кореец" — малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 390, в составе флота с 1989 года. В ремонте.

БТ-114 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 542, в составе флота с 1987 года. Командир капитан-лейтенант Николай Корнилов.

БТ-232 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 525, в составе флота с 1988 года.

БТ-245 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 553, в составе флота с 1989 года.

БТ-256 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 560, в составе флота с 1991 года.

31-я бригада судов обеспечения (Владивосток)


Командир капитан 1-го ранга Игорь Селиверстов.

34-я бригада спасательных судов (Владивосток)


72-я бригада строящихся и ремонтируемых подводных лодок (Большой Камень)


Командир капитан 1-го ранга Сергей Захарченко.

Дивизион разведывательных кораблей (Владивосток)


55-я дивизия морской пехоты (Владивосток)


Командир генерал-майор Сергей Пушкин.

165-й полк морской пехоты (Владивосток)


Командир подполковник Олег Кацан.

390-й полк морской пехоты (Славянка)


921-й артиллерийский полк


923-й зенитно-ракетный полк


568-й отдельный смешанный авиаполк (Каменный Ручей)


Командир полковник Владимир Пушкарев.

289-й отдельный смешанный противолодочный авиаполк (Николаевка)


Командир полковник Виталий Власенко.

71-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья (Кневичи)


Командир подполковник Александр Козак.

72-й отдельный береговой ракетный полк


Командир подполковник Сергей Павлов.

217-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы (Шкотово)


Совгаванский военно-морской район


Командир капитан 1-го ранга Сергей Алекминский.

38-й дивизион кораблей охраны водного района (Советская Гавань)


Командир капитан 2-го ранга Кирилл Тараненко.

МПК-125 "Советская Гавань" — малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 350, в составе флота с 1990 года. Командир капитан-лейтенант Алексей Денисов. В ремонте.

МПК-191 "Холмск" — малый противолодочный корабль проекта 1124. Бортовой номер 369, в составе флота с 1985 года. Командир капитан 3-го ранга Алексей Иевлев.

БТ-100 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 565, в составе флота с 1984 года.

БТ-215 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 593, в составе флота с 1991 года.

Группировка войск и сил на северо-востоке


Командир контр-адмирал Александр Витко.

16-я эскадра подводных лодок (Вилючинск)


10-я дивизия подводных лодок (Бухта Крашенинникова)


Командир контр-адмирал Владимир Гришечкин.

К-132 "Иркутск" — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А. В составе флота с 1988 года. Командир капитан 1-го ранга Вячеслав Циткин. В ремонте.

К-150 "Томск" — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А. В составе флота с 1996 года. Командир капитан 1-го ранга Андрей Екименко.

К-173 "Красноярск" — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А. В составе флота с 1986 года. Командир капитан 1-го ранга Юрий Савин. В консервации.

К-186 "Омск" — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А. В составе флота с 1993 года. Командир капитан 1-го ранга Владимир Дмитриев.

К-442 "Челябинск" — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А. В составе флота с 1990 года. Командир капитан 1-го ранга Владимир Куашев.

К-456 "Вилючинск" — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А. В составе флота с 1992 года. Командир капитан 1-го ранга Леонид Молдованов. В ремонте.

К-263 "Барнаул" — атомная подводная лодка проекта 971. В составе флота с 1987 года. Командир капитан 1-го ранга Олег Михалевский. В ремонте.

К-295 "Самара" — гвардейская атомная подводная лодка проекта 971. В составе флота с 1995 года. Командир гвардии капитан 1-го ранга Роман Щурий.

К-322 "Кашалот" — атомная подводная лодка проекта 971. В составе флота с 1988 года. В ремонте.

К-331 "Магадан" — атомная подводная лодка проекта 971. В составе флота с 1990 года. Командир капитан 1-го ранга Олег Гагкаев.

К-391 "Братск" — атомная подводная лодка проекта 971. В составе флота с 1989 года. Командир капитан 2-го ранга Сергей Трегуба. В ремонте.

К-419 "Кузбасс" — атомная подводная лодка проекта 971. В составе флота с 1992 года. Командир капитан 1-го ранга Дмитрий Барковский. В ремонте.

25-я дивизия подводных лодок (бухта Крашенинникова)


Командир контр-адмирал Сергей Рекиш.

К-211 "Петропавловск-Камчатский" — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР. В составе флота с 1979 года. Командир капитан 1-го ранга Валерий Кравченко.

К-223 "Подольск" — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР. В составе флота с 1979 года. Командир капитан 1-го ранга Андрей Хайдуков.

К-433 "Святой Георгий Победоносец" — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР. В составе флота с 1980 года. Командир капитан 1-го ранга Рамиль Бадртдинов.

К-506 "Зеленоград" — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР. В составе флота с 1978 года. Командир капитан 1-го ранга Алексей Кравченко.

182-я бригада подводных лодок (бухта Ильичева)


Командир капитан 1-го ранга Вадим Поворов.

Б-394

Б-445 — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1988 года.

Б-464 "Усть-Камчатск" — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1990 года. Командир капитан 2-го ранга Александр Бутник.

Б-494 "Усть-Большерецк" — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1990 года. Командир капитан 1-го ранга Магаран Адигюзелов.

114-я бригада кораблей охраны водного района (Завойко)


Командир капитан 1-го ранга Игорь Садов.

117-й дивизион кораблей охраны водного района


Командир капитан 2-го ранга Василий Опрышко.

МПК-82 — малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 375, в составе флота с 1991 года. Командир капитан 3-го ранга Кирилл Стеглик.

МПК-107 — малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 332, в составе флота с 1990 года. Командир капитан 3-го ранга Сергей Бор.

МТ-264 — морской тральщик проекта 266МЭ. Бортовой номер 738, в составе флота с 1989 года. Командир капитан 3-го ранга Дмитрий Лиденхо.

МТ-265 — морской тральщик проекта 266МЭ. Бортовой номер 718, в составе флота с 1989 года. Командир капитан-лейтенант Вячеслав Гришаев.

БТ-325 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 586, в составе флота с 1974 года. Командир капитан 3-го ранга Евгений Долгопятный. В ремонте.

66-й дивизион малых ракетных кораблей


Командир капитан 2-го ранга Евгений Кравченко.

"Иней" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 418, в составе флота с 1986 года. Командир капитан 3-го ранга Валерий Лепетухин.

"Мороз" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 409, в составе флота с 1989 года. Командир капитан 3-го ранга Андрей Тихомиров.

"Разлив" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 450, в составе флота с 1991 года. Командир капитан 3-го ранга Александр Коломеец.

"Смерч" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 423, в составе флота с 1985 года. Командир капитан 3-го ранга Денис Кафтанчиков. В ремонте.

84-я бригада судов обеспечения


Командир капитан 1-го ранга Олег Третьяков.

438-й отдельный дивизион спасательных судов


Командир капитан 2-го ранга Борис Дороганов.

40-я отдельная бригада морской пехоты


Командир полковник Валерий Жила.

865-й отдельный истребительный авиаполк (Елизово)


Командир полковник Александр Конистяпин.

317-й отдельный смешанный авиаполк (Елизово)


Командир полковник Юрий Иващенко.

520-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада (п. Англичанка)


Командир полковник Олег Буданов.

216-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы (п. Англичанка)


Командир капитан 1-го ранга Геннадий Ажмеденов.

Боевые корабли Тихоокеанского флота


Количество * Средний возраст
(лет)
Корабли 1-го ранга
В том числе:
26 (11) 20,4
ракетные крейсеры 2 (1) 21,5
эсминцы 4 (3) 19,8
большие противолодочные корабли 4 20,5
атомные подводные лодки с
баллистическими ракетами
4 29
атомные подводные лодки с
крылатыми ракетами
6 (3) 17,2
атомные торпедные подводные лодки 6 (4) 17,8
Корабли 2-го ранга
В том числе:
13 (5) 21,5
большие десантные корабли 5 (4) 26
дизельные подводные лодки 8 (1) 18,8
Корабли 3-го ранга
В том числе:
32 (10) 18,8
малые противолодочные корабли 8 (4) 18,9
малые ракетные корабли 4 (1) 20,3
ракетные катера 11 (4) 16,4
тральщики 9 (1) 21,1
Всего 71 (26) 19,9

*В скобках указано, сколько кораблей и подводных лодок находится в ремонте, резерве или на консервации.