Краткое сообщение о некрасове. Биография Некрасова: жизненный путь и творчество великого народного поэта

Среди славной плеяды русских классиков достойное место занимает Николай Некрасов. Краткая биография этого поэта, писателя и публициста будет рассмотрена ниже. Чем же обогатил русскую поэзию Н. Во-первых, он ввел в строки своих стихов просторечные обороты, русский фольклор и прозаизмы. Народная фразеология значительно расширила диапазон поэзии. А во-вторых, поэт первым стал соединять в границах одного стихотворения разные жанры - сатирический, идиллический, лирический.

Некрасов. Краткая биография поэта: происхождение

Он был родом из некогда богатой помещичьей семьи. Однако по причине фатального пристрастия ее членов к азартным играм у отца писателя, Алексея Сергеевича, осталось только небольшое именье Грешнево в Ярославской губернии. Мать поэта, Елена Закревская, была дочерью чиновника. Родители не желали выдавать свою красивую и прекрасно образованную дочь за небогатого и имеющего славу гуляки и картежника армейского офицера. Тогда Елена и Алексей обвенчались тайно. Впоследствии она не раз жалела об этом. Пьяные оргии ее супруга, обнищание семьи вследствие карточных долгов - вот те реалии, в которых жили Елена, маленький Николай и еще 12 его братьев и сестер.

Детство

Многое в сознании формируют ранние годы. Николай которого выявляет и его становление как писателя, родился в 1821 году в Немирове (ныне Винницкая область Украины). В три года мальчик переехал в родовое имение Грешнево. Там он был невольным свидетелем самоуправства отца, выбивания недоимок, униженного положения матери. Именно ей, рано ушедшей из жизни, он позже посвятит ряд своих произведений («Мать», «Последние песни», «Рыцарь на час»). В 11 лет Николай поступил в гимназию в Ярославле, где учился посредственно. Но там он написал свои первые стихи.

Юность

Отец прочил Николаю военную карьеру, и в 1838 г. отправил его в дворянский полк в Петербург. Но там он встретил своего однокашника по гимназии, студента, который увлек его желанием поступить в университет. Экзамены Некрасов провалил. Оставшись без рассерженного отца, он вынужден был искать работу. В эти годы Некрасов, краткая биография которого была бы неполной без этого эпизода, жил в крайней нищете. Иногда он даже ночевал в приютах для бездомных. Нужда не только познакомила его с миром бедняков, но и закалила характер.

Признание таланта

Как же все-таки из безвестного нищего вызрел такой как Николай Алексеевич Некрасов? Биография - краткая повесть прожитых лет - не может передать тех трудностей, которые приходилось преодолевать поэту на пути к признанию. Первый сборник его юношеских стихов был признан критиками неудачным. Некрасов пробавлялся написанием водевилей, сочинял сказки в стихах для лубочных изданий. Наконец он решил попробовать себя в прозе. Так начал проявляться его собственный реалистический метод. Еще больший успех ожидал писателя на ниве редакторства в журнале «Современник». На страницах этого издания раскрыли свой талант Тургенев и Толстой, Гончаров и Герцен, Салтыков-Щедрин и Достоевский.

Зрелые годы

С 1850-х годов у писателя начались серьезные проблемы со здоровьем. Кроме того, обострение политических репрессий в стране и раскол по идеологическим причинам среди редакторов и авторов "Современника" привели к тому, что журнал был закрыт. Однако Некрасов и его друзья продолжали печатать стихи и различные критические материалы в "Свистке", который раньше был приложением к главному изданию. Эти перемены повлияли на общий стиль поэзии Некрасова. Она изменилась, стала обличительной, бичующей.

Н.А. Некрасов. Биография: краткая характеристика творчества

Вплоть до своей смерти от рака в 1877 году поэт продолжал творить. Наиболее прославили его такие произведения, как поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Мороз, красный нос», «Железная дорога», стихотворение «Дед Мазай и зайцы». Его творчество было посвящено русскому народу, его страданиям и великим надеждам.

Николай Алексеевич Некрасов родился в семье офицера 28 ноября (10 декабря) 1821 г. Через два года после рождения сына отец вышел в отставку и поселился в своем имении в селе Грешнево. Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе поэта. И связано это было прежде всего с деспотическим характером отца - Алексея Сергеевича. Несколько лет Некрасов обучался в Ярославской гимназии. В 1838 г., следуя воле отца, уезжает в Петербург, чтобы поступить в Дворянский полк: отставной майор желал видеть сына офицером. Но, оказавшись в Петербурге, Некрасов нарушает отцовскую волю и пытается поступить в университет. Наказание последовало весьма суровое: отец отказал сыну в материальной помощи, и Некрасов должен был сам зарабатывать себе на жизнь. Сложность заключалась и в том, что подготовка Некрасова оказалась недостаточной для поступления в университет. Мечта будущего поэта стать студентом так и не осуществилась.

Некрасов стал литературным поденщиком: он писал статьи для газет и журналов, стихи на случай, водевили для театра, фельетоны - все то, что пользовалось большим спросом. Денег это давало немного, явно недостаточно для жизни. Много позднее в своих мемуарах его современники нарисуют запомнившийся им портрет молодого Некрасова, «дрогнувшего в глубокую осень в легком пальто и ненадежных сапогах, даже в соломенной шляпе с толкучего рынка». Тяжелые годы молодости потом сказались на здоровье писателя. Но необходимость самому зарабатывать себе на жизнь оказалась сильнейшим импульсом к писательскому поприщу. Много позднее, в автобиографических заметках он так вспоминал о первых годах жизни в столице: «Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы». Некрасов пишет в основном прозу: повести, рассказы, фельетоны. К этим же годам относятся и его драматургические опыты, прежде всего водевили.

Романтическая душа юноши, все его романтические порывы отозвались в поэтическом сборнике с характерным названием «Мечты и звуки». Он вышел в 1840 г., но не принес молодому автору ожидаемой славы. Отрицательную рецензию на него написал Белинский, и это для молодого автора было приговором. «Вы видите по его стихотворениям, - утверждал Белинский, - что в нем есть и душа, и чувство, но в то же время видите, что они и остались в авторе, а в стихи перешли только отвлеченные мысли, общие места, правильность, гладкость, и - скука». Некрасов скупил большую часть издания и уничтожил ее.

Прошло еще два года, и поэт и критик встретились. За эти два года Некрасов изменился. И.И. Панаев, будущий соредактор журнала «Современник», считал, что Белинского привлек в Некрасове «резкий, несколько ожесточенный ум». Он полюбил поэта «за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, которые вынес он из своей труженической и страдальческой жизни - и которому Белинский всегда мучительно завидовал». Влияние Белинского было огромным. Один из современников поэта, П.В. Анненков писал: «В 1843 году я видел, как принялся за него Белинский, раскрывая ему сущность его собственной натуры и ее силы, и как покорно слушал его поэт, говоривший: «Белинский производит меня из литературного бродяги в дворяне».

Но дело не только в собственных исканиях писателя, его собственном становлении. Начиная с 1843 г. Некрасов выступает и как издатель, ему принадлежит весьма важная роль в объединении писателей гоголевской школы. Некрасов становится инициатором издания нескольких альманахов, наиболее известным из которых является «Физиология Петербурга» (1844-1845), «едва ли не лучший из всех альманахов, которые когда-либо издавались», по утверждению Белинского. В двух частях альманаха были опубликованы четыре статьи Белинского, очерк и стихотворение Некрасова, произведения Григоровича, Панаева, Гребенки, Даля (Луганского) и др. Но еще большего успеха добивается Некрасов и как издатель, и как автор другого изданного им альманаха - «Петербургского сборника» (1846). В сборнике приняли участие Белинский и Герцен, Тургенев, Достоевский, Одоевский. Некрасов поместил в него ряд стихотворений, в том числе сразу же ставшее знаменитым «В дороге».

«Небывалый успех» (если воспользоваться словами Белинского) изданий, предпринятых Некрасовым, вдохновил писателя на осуществление новой идеи - на издание журнала. С 1847 по 1866 г. Некрасов редактирует журнал «Современник», значение которого в истории русской литературы трудно переоценить. На его страницах появились произведения Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»), И. Гончарова («Обыкновенная история»), рассказы из цикла «Записки охотника» И. Тургенева, повести Л. Толстого, статьи Белинского. Под эгидой «Современника» печатается первый сборник стихотворений Тютчева, сначала как приложение к журналу, затем - как отдельное издание. В эти годы Некрасов выступает и как прозаик, романист, автор романов «Три страны света» и «Мертвое озеро» (написаны в соавторстве с А.Я. Панаевой), «Тонкий человек», целого ряда повестей.

В 1856 г. здоровье Некрасова резко ухудшилось, и он вынужден передать редактирование журнала Чернышевскому и уехать за границу. В том же году выходит второй сборник стихотворений Некрасова, имевший колоссальный успех.

1860-е гг. относятся к самым интенсивным и напряженным годам творческой и редакторской деятельности Некрасова. В «Современник» приходят новые соредакторы - М.Е. Салтыков-Щедрин, М.А. Антонович и др. Журнал ведет ожесточенную полемику с реакционными и либеральными «Русским вестником» и «Отечественными записками». В эти годы Некрасовым написаны поэмы «Коробейники» (1861), «Железная дорога» (1864), «Мороз, Красный нос» (1863), начата работа над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо».

Запрещение «Современника» в 1866 г. заставило Некрасова на время отказаться от редакторской работы. Но спустя полтора года ему удалось договориться с собственником журнала «Отечественные записки» А.А. Краевским о передаче редакции этого журнала в его руки. В годы редактирования «Отечественных записок» Некрасов привлекает к журналу талантливых критиков и прозаиков. В 70-е гг. он создает поэмы «Русские женщины» (1871-1872), «Современники» (1875), главы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» («Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир»).

В 1877 г. выходит последний прижизненный сборник стихотворений Некрасова. В конце этого года Некрасов умер.

В своем проникновенном слове о Некрасове Достоевский точно и емко определил пафос его поэзии: «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и не закрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой, так часто, доле его...», - так сказал о Некрасове Ф.М. Достоевский. В этих словах, действительно, - своего рода ключ к пониманию художественного мира некрасовской поэзии, к звучанию самых задушевных его тем - темы судьбы народной, будущего народа, темы назначения поэзии и роли художника.

Фото 1870-1878
Везенверг

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в тихом городке Немиров, что в Подольской губернии Российской империи (сейчас город Немиров Винницкой области Украины).
Детские года Николай Алексеевич провел в деревне Грешневе, где было расположено родовое отцовское имение.
Его отец - Алексей Сергеевич - мелкопоместный дворянин. Грубый, строгий, деспотичный человек, который своим чрезмерно волевым характером мог угнетать не только рабочих в своем подчинении, но и всех членов соей семьи. А вот мать Некрасова - наоборот, была чуткой и нежной женщиной. Именно стала самым первым его учителем. Она - Елена Андреевна Закревская - образованная женщина, которая и смогла сделать любовь к писательству, красоте и поэзии занятием всей его дальнейшей жизни.
1832 год стал началом образования для Николая – он поступил в Ярославскую гимназию, где проучился до 1839 года. После гимназии, Николай безуспешно пытался стать студентов Петербургского университета, и после нескольких неудачных попыток, в том же 1839 году стал вольнослушателем. Провал с поступлением в университет полностью лишил Некрасова от отцовской поддержки, и Николай решил вести полу бездомную жизнь в столице.
Карьера Некрасова Николая Алексеевича как поэта началась в 1838 году. Именно этот год принято считать годом, когда вышло в свет его первый поэтическое дитя. Через два года была новая публикация сборника «Мечты и звуки», которую Некрасов в скором времени сам и уничтожил из-за критики В.Г. Белинского.
Пережив перелом после сожжения поэзии, Некрасов пообещал, «не умереть за чердаком» и начал активную литературную и журнальную деятельность. Его произведения стали наполняться социальными идеями, он стал заметным соратником Белинского. Самым успешным из всех изданий был альманах «Петербургский Сборник», который вышел в 1846 году.
С 1847, и вплоть до 1866 года, Некрасов работал одним из редакторов и издателей журнала «Современник». Это был очаг революционной демократии.
А с 1840 года Николай сотрудничал с журналом «Отечественные записки». Именно этот журнал стал основой его деятельности и дальнейшей карьерой.
Личная жизнь поэта была такой же разнообразной. Николай Некрасов успел побывать с деревенской девушкой по имени Фекла, француженкой Селиной, и хозяйкой литературного круга Авдотьей.
Самая красивая женщина со всего Петербурга – Авдотья Панаева пользовалась огромной популярностью среди мужского населения, и Николаю пришлось потрудиться, чтобы она обратила на него внимание. Ему удалось – они начали совместную жизнь, пытались воспитать сына, но, после его ранней смерти роман Авдотьи и Николая резко заканчивается. Николай уезжает в Париж с Селиной, с которой они были знакомы с его 42-х летнего возраста. Их роман был любовью на расстоянии, однако верность Николай хранить не стал, и ушел к русской женщине Фекле.
Некрасов за всю свою жизнь имел много романов, однако, как оказалось, он был однолюбом, и всю жизнь любил Авдотью.
Некрасов был глубоким поэтом-националистом, поэтому стремился ввести в поэтику всю обширность народного фольклора и языка, он смело и рискованно использовал различные речевые стили и интонации.
В 1875 году Некрасову вынесли страшный диагноз - рак кишечника.
Еще, будучи живым, Некрасов Николай Алексеевич смог заполонить народные песни своими поэмам, а Российские композиторы с удовольствием аккомпанировали ему.
Его рукописные работы ищутся с дореволюционного времени, и по сей день.
Конец столь интересной, активной и наполненной критикой жизни Некрасова Николая Алексеевича приходится на 27 декабря, 1877 года.

Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт-демократ, автор блистательных образцов гражданской лирики, сделавший поэзию «народной лирой» и орудием в борьбе за права угнетенного народа. Его поэтическая муза - муза «мести и печали», боли, борьбы с несправедливостью по отношению к крестьянству.

Поэт родился 28 ноября 1821 года в городе Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии, ныне - территория Украины). В Немирове познакомились его родители - отец служил в полку, квартировавшем в этом городе, мать, Елена Закревская, была одной из лучших - красивейших и образованнейших - невест городка. Родители Закревской не собирались отдавать дочь за офицера Некрасова, который явно женился по расчету (к моменту знакомства с Закревской у него образовались карточные долги и желание решить финансовый вопрос за счет выгодной женитьбы). В результате Елена выходит замуж против воли родителей, и, конечно, замужество оказывается несчастливым - нелюбящий муж сделал её вечной затворницей. Образ матери, светлый и нежный, вошел в лирику Некрасова как идеал женственности и доброты (поэма «Мать» 1877 г., «Рыцарь на час» 1860-62 гг.), а образ отца трансформировался в образ дикого, необузданного и тупого деспота.

Литературное становление Некрасова не может быть отделено от фактов его трудной биографии. Вскоре после рождения поэта семья переезжает в родовое имение отца, в Грешнев Ярославской области. У поэта было 12 братьев и сестер, большинство из которых умерли в раннем возрасте. Отец был вынужден работать - поместного дохода на нужды большой семьи не хватало - и он стал служить в полиции исправником. Сына часто брал с собой на работу, поэтому ребенок с малолетства стал свидетелем выбивания долгов, страданий и мольбы, смертей.

1831 год - Николая Некрасова отправляют учиться в гимназию в Ярославль. Мальчик был способным, но отношения с коллективом умудрялся испортить - был резок, остер на язык, сочинял про одноклассников ироничные стихи. После 5 класса обучение прекратил (есть мнение, что отец перестал оплачивать обучение, не усмотрев для не слишком прилежного сына необходимости в образовании).

1837 год - 16-летний Некрасов начинает самостоятельную жизнь в Петербурге. Против воли отца, видевшего в нем скромного чиновника, Николай пытается поступить в университет на филологический факультет. Экзамены не сдал, но с упорством 3 года штурмовал факультет, посещая занятия вольнослушателем. В это время отец отказался поддерживать его финансово, поэтому жить приходилось в страшной нищете, порой с ночевками в приютах для бездомных, в постоянном голоде.

Первые деньги удалось заработать на должности гувернера - Некрасов служит учителем в зажиточной семье, параллельно сочиняя сказки и редактируя азбуки для детских изданий.

1840 год - Некрасов зарабатывает как драматург и критик - петербургский театр ставит несколько его пьес, а «Литературная газета» издает несколько статей. Накопив денег, Некрасов в этом же году издает за свой счет сборник стихотворений «Мечты и звуки», который попал под такой шквал критики, что поэт выкупил почти весь тираж и сжег его.

1840-е годы: Некрасов знакомится с Виссарионом Белинским (который незадолго до этого беспощадно раскритиковал его первые стихи) и начинает плодотворное сотрудничество с журналом «Отечественные записки».

1846 год: улучшившееся финансовое положение позволило Некрасову самому стать издателем - уходит их «Записок» и покупает журнал «Современник», в котором начинают печататься молодые и талантливые литераторы и критики, покинувшие «Записки» вслед за Некрасовым. Царская цензура пристально следит за наполнением журнала, набравшего высокую популярность, поэтому в 1866 году его закрывают.

1866 год: Некрасов выкупает журнал «Отечественные записки», в котором прежде трудился, и намерен довести его до того же уровня популярности, до которого ему удалось довести «Современник». С этого времени он более активно публикуется сам.

Выходят такие произведения:

  • «Саша» (1855 г. Поэма о думающей женщине. Саша близка к народу и любит его. Она находится на жизненном перепутье, много размышляет о жизни, когда ей встречается молодой социалист. Агарин рассказывает Саше о социальном мироустройстве, неравенстве и борьбе, он позитивно настроен и ждет «солнышка правды». Проходит несколько лет, и Агарин разуверился в том, что народом можно управлять и дать ему свободу, он может только философствовать на тему того, как дать крестьянам свободу, и что они с ней будут делать. Саша же в это время занимается пусть мелкими, но реальным делами - она оказывает крестьянам медицинскую помощь).
  • «Кому на Руси жить хорошо» (1860 - 1877 гг.. Эпическая крестьянская поэма, обличающая неспособность самодержавия обеспечить народу подлинную свободу, несмотря на отмену крепостного права. Поэма рисует картины народной жизни и живо наполнена народной речью).
  • «Коробейники» (1861).
  • «Мороз, красный нос» (1863 г. Поэма, воспевающая силу духа русской крестьянки, способной на тяжелую работу, верность, самоотверженность, выполнение долга).
  • «Русские женщины» (1871-71 гг. Поэма, посвященная мужеству декабристок, отправившихся в след за мужьями в ссылку. Содержит 2 части «Княгиня Волконская» и « Княгиня Трубецкая». Две героини принимают решение последовать за сосланными мужьями. Княгини, которым неведома голодное нищее существование, тяжелая работа, отказываются от своей прежней жизни. Они демонстрируют не только любовь и взаимовыручку, присущие всем хранительницам домашнего очага по умолчанию, но и открытое противостояние власти).

Стихотворения:

  • «Железная дорога»
  • «Рыцарь на час»,
  • «Несжатая полоса»
  • «Пророк»,
  • циклы стихов о крестьянских детях,
  • циклы стихов о городских нищих,
  • «панаевский цикл» - стихотворения, посвященне гражданской жене

1875 год - поэт тяжело заболевает, но, борясь с болью, находит силы писать.

1877 год: последние произведения - сатирическая поэма «Современники» и цикл стихотворений «Последние песни».

Поэт скончался 27 декабря 1877 года в Петербурге, похоронен на Новодевичьем кладбище. Несмотря на страшный мороз, проводить поэта в последний путь пришли тысячи почитателей.

Некрасов Николай Алексеевич, (1821-1877) русский поэт

Родился в местечке Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца, человека крайне деспотичного. В возрасте 10 лет был отдан в Ярославскую гимназию.

В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским.

В 1847 Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.

В период работы над «Современником» Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли ему известность и как поэту.

В 1869 Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.