Контроль за картами с 1 июля. Налоговая служба опровергла слухи о "тотальном контроле" банковских счетов

В начале июня появилась и буквально «взорвала» интернет информация: якобы, с 1 июля 2018 года любое поступление на карту физического лица будет «по умолчанию» облагаться налогом в 13%. Чтобы избежать этого, нужно доказать налоговикам, что полученная сумма не является облагаемым доходом. В противном случае будет взыскан не только налог, но и штрафные санкции за неуплату. Так что же ждет в июле всех, кто получает на карту переводы?

Откуда появилась эта сенсация?

Те, кто распространяет эту информацию, обычно ссылаются на вступающие в силу с июля поправки к ст. 86 НК РФ. Эта статья посвящена обязанностям банков по предоставлению налоговым органам следующих сведений: об открытии и закрытии счетов, движении по ним, наличии вкладов и т. п. В том числе, банки обязаны предоставлять налоговикам сведения о движении средств по счетам физических лиц (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Получается, что сенсационная новость верна и с 1 июля все граждане окажутся «под колпаком» у ФНС? При внимательном прочтении Кодекса выясняется, что ситуация выглядит несколько по-другому. Даже совсем по-другому:

  1. Норма, позволяющая налоговикам получать выписки по счетам физических лиц, действует еще с 1 июля 2014 года (п. 7 ст. 10 и п. 4 ст. 24 закона от 28.06.13 № 134-ФЗ). Таким образом, это право у сотрудников ФНС есть уже почти четыре года.
  2. Права налоговиков на подачу такого запроса существенно ограничены (абз. 3-4 п. 2 ст. 86 НК РФ). Запрос может быть подан, только если:
  • в отношении физического лица проводится налоговая проверка;
  • физическое лицо является источником информации о другом проверяемом субъекте;
  • по поводу физического лица получен запрос от иностранного государства в рамках действующего международного договора.
  1. Для получения сведений о счетах физического лица, не являющегося ИП, необходимо согласие вышестоящей инстанции. Это может быть налоговый орган или другая федеральная структура, контролирующая взыскание налогов и сборов.

Так что же изменится с 1 июля 2018 года?

Как это ни странно, но с 01.07.2018 не произойдет практически ничего. Изменения в нормах НК РФ, на которые ссылаются авторы «сенсационной» новости, уже вступили в силу с 01.06.2018. Но этого практически никто не заметил, и вот почему.

Речь идет о законе от 27.11.2017 № 343-ФЗ, который внес изменения и дополнения в ряд статей НК РФ. В части ст. 86 НК РФ он всего лишь дает налоговикам право дополнительно запрашивать информацию о «металлических» счетах.

Это особый вид банковского счета, средства на котором учитываются, исходя из курса того или иного драгметалла. Это достаточно редкая для российского рынка форма инвестирования, поэтому подавляющего большинства граждан РФ данные нововведения вообще не коснутся.

Никаких других изменений порядка предоставления информации о счетах физических лиц закон 343-ФЗ не содержит. Все остальные права, которыми пользуются налоговики в этой части, действуют с 2014 года и никакого дополнительного расширения их возможностей ни с июня, ни с июля 2018 года введено не было.

Все могут спать спокойно?

Раз ничего нового не произошло, получается, что все физические лица, получающие доход на карту, могут вздохнуть с облегчением? Это не совсем так, ведь, как известно, «дыма без огня не бывает». Автоматического взыскания НДФЛ со всех поступлений с 1 июля, разумеется, не будет, но ведь саму 86-ю статью никто не отменял. И ничто не мешает налоговикам применять ее активнее, тем более, что причины для этого имеются.

В сложной экономической ситуации государство изыскивает различные способы пополнения бюджета. В последнее время внимание обратили на так называемых самозанятых граждан. Речь идет о тех, кто ведет деятельность в частном порядке, не регистрируясь предпринимателем: услуги репетитора, домработниц, ремонт, частный извоз и т. п.

По данным независимых экспертов, численность самозанятых в России превышает 20 млн чел. Минтруд называет более скромные цифры - до 12 млн чел., но это все равно очень много.

Естественно, государство активно ищет способы взыскания налогов с этого сектора экономики. Пока для отдельных категорий самозанятых до конца 2018 года действуют налоговые каникулы (п. 70 ст. 217 НК РФ). В Правительстве рассматриваются предложения об их продлении до конца 2019 и даже до 2020 года.

Понятно, что государство не просто так добровольно отказывается от возможности пополнить бюджет. В данном случае основная причина в том, что на сегодня не существует адекватного механизма контроля за самозанятыми и администрирования налогов, собираемых с них.

Планы государства по повышению собираемости налогов с граждан

Параллельно с введением каникул активно обсуждается различные варианты налогообложения самозанятых граждан. Основным из них является взимание определенной доли от дохода (от 3% до 6%). Следовательно, чтобы взыскивать этот налог, нужно наладить систему контроля за поступлениями денежных средств.

Некоторые налоговые инспекции проявляют весьма «креативный» подход к этому вопросу. Например, находят в интернете объявления фрилансеров и производят контрольные закупки. Или отслеживают неработающих официально людей, которые делают крупные приобретения.

Но все эти действия пока только работают на публику и говорят, в основном, о стремлении отдельных сотрудников ФНС продвинуться по службе. Для реального эффективного контроля за миллионами налогоплательщиков нужна целостная система. Возможно, какие-то варианты ее введения уже рассматриваются «в узком кругу», и появившиеся слухи об автоматическом налогообложении с 1 июля являются проверкой реакции общества.

Резюмируем вышесказанное

С июля 2018 года в законодательство не вносится никаких изменений, касающихся контроля за средствами физических лиц. Дополнения, вступившие в силу с 01.06.2018, касаются только «металлических» счетов, т. е. достаточно узкого круга инвесторов. Автоматического обложения НДФЛ всех поступлений на личные банковские карты с 1 июля 2018 года не будет. Однако государство явно взяло курс на ужесточение контроля за доходами граждан. Поэтому не исключено появление новых законодательных инициатив в этой области.

Информация о введении новой тотальной системы контроля, которая позволит налоговым органам контролировать все поступления денежных средств на счета простых россиян с 1 июля 2018 года оказалась фейком.

Эта новость была рассчитана на панические реакции среди некоторых представителей российского населения. В статье мы объясним, как же все-таки будет работать резонансная статья 86 Налогового кодекса РФ.

Необоснованный ажиотаж и очередные панические настроения

Внесенные недавно поправки, которые изменили одну из статей Налогового кодекса, вызвали очень громкие обсуждение и панику среди обычных россиян и большинства современных пользователей интернета. У некоторых сложилось неправильное мнение после прочтения текста изменений, другие же специально разнесли по «сети» фейковую информацию, чтобы получить какую-то выгоду для себя.

Из-за всего этого последние несколько дней не утихали обсуждения будущего увеличения количества полномочий налоговых органов, которым прогнозировалось обретение звания нового «всевидящего ока» с возможностью слежки за всеми переводами средств на счетах россиян с целью заставить платить налоги по некоторым из операций или даже штрафы за их неуплату.

Хотим подчеркнуть, что ничего подобного не планируется и не случится в ближайшее время. А мы расскажем вам, чего же стоит ожидать от изменений законодательства.

Основным и требующим внимания аспектом является то, что описанные несколько дней назад в сети правила будут действовать не на обычные счета, а на те, которые содержат «драгоценные металлы». Только об информации о них и о движении средств, которые будут касаться этих счетов банкам нужно будет сообщать налоговикам. Что касается обычных клиентов, то еще с 2014 года информация об их счетах могла быть передана по обращению чиновников. Пока что невиновные серьезно не пострадали. Не так ли?

Проверка на фейк: начнет ли налоговая проверять переводы на карту с 1 июля 2018

Как и ранее, налоговой требуется причины для подачи такого запроса. К ним можно отнести:

  • налоговую проверку;
  • уже подтвержденные долги по налогам;
  • приостановление операций по клиентским счетам.

Не стоит переживать и о внедрении тотального контроля в будущем. Если хорошо задуматься, то можно прийти к выводу, что подобная мера, в принципе, нереальна. У органов нет ни возможностей, ни ресурсов, которые бы потребовались для реализации данного механизма.

К тому же, если отталкиваться от нынешнего законодательства, для того, чтобы органы имели право что-то заблокировать и оштрафовать, им потребуется как-то доказать, что с деньгами и операциями что-то не в порядке, что тоже нереально. Напомним, что в интернете распространялись слухи о том, что груз доказывания ляжет на плечи самого хозяина денег.

Также стоит подчеркнуть, что запросы налоговой чаще всего точечные и касаются отдельных резидентов, а не групп лиц. За 2017 год число таких обращений в банковские организации н превысило даже тысячи и остановилось на показателе в 774 проверки физических лиц .

В СМИ и в интернете снова пошли слухи относительно того, что денежные переводы с карты на карту с 1 июля 2018 года попадут под контроль налоговиков.

Одна из наиболее часто встречающихся сегодня историй – сообщения о том, что якобы Сбербанком уже контролируются переводы и из этой организации часто звонят получателям и отправителям средств.

Якобы если оба человека заявляют, что перевод средств стал возвратом долга, банк подобное устраивает. Если же хотя бы один из лиц признается, что средства были получены в качестве оплаты за услуги – деньги замораживаются.

Версия интересная, однако наводит на ряд мысли. Прежде всего, зачем все это банку? Для начала, сколько денег требуется на оплату работы тех, кто обзванивает пользователей и, по сути, незаконно интересуется источником происхождения их денежных средств.

И это с учетом того, что Сбербанк сокращает число своих отделений и старается уменьшить количество работников в пользу терминалов. Совершенно с этим не стыкуется формирование колл-центров для контроля денежных переводов.

Второе, что здесь настораживает – почему лишь Сбербанк? Неужели они настолько готовы подрывать репутацию, что станут производить незаконные действия и блокировать средства на счетах лишь из-за того, что с клиента якобы должен был быть удержан налог с перевода, но не был удержан?

В случае же законности подобных действий и выполнения их Сбербанком, почему ничего не известно в этом плане о других банках? Действительно, слух смотрится как дикий вброс откровенной дезинформации со стороны конкурентов против ведущего игрока на рынке банковских услуг.

Еще один вариант слуха внешне смотрится несколько правдоподобнее и юридически продуманнее. Якобы налоговики сами станут отслеживать движения денег по картам и наблюдать все поступления средств с карты одного физического лица на карту другого.

Схема подается приблизительно следующая – с каждого перевода с карты на карту будет в автоматическом режиме удерживаться налог в 13%. Таким образом, по умолчанию будет учитываться, что перевод средств является оплатой каких-либо услуг. Если это не так, и перевод был чем-то другим, то физлицо должно будет идти в налоговую и подтверждать сей факт документами.

Тогда получается, что даже для того, чтобы одолжить денег у друга, отныне якобы потребуется оформление с ним соответствующего договора и пр.

Подобная версия хоть и смотрится устрашающе для граждан, также имеет ряд слабых мест. В налоговых органах трудится не такое большое количество человек, и когда в отделения придут толпы граждан с доказательствами законности происхождения переведенных им средств и просьбами возвратить им подоходный налог, то все отделения просто-напросто не смогут заниматься больше ничем другим.

Помимо этого, доказать законность средств сумеет любой, ведь ничто не мешает оформить договор займа между заказчиком неких услуг и исполнителем, тем паче что он составляется от руки и не потребует заверения нотариусом, и значит будет стоить лишь той бумаги, на которой напечатан.

В налоговом кодексе есть изменения с 1 июня. В нескольких статьях появилось упоминание счетов в драгоценных металлах.

В контроле за счетами в банках нет ничего нового. Банки и раньше были обязаны отвечать на запросы по поводу операций и остатков на счетах.

Налоговая проверяет операции по счетам и картам только при наличии законных оснований. Банк передает информацию только по официальному запросу. Автоматически ничего начислять не будут.

Чтобы что-то доначислить, налоговая должна доказать нарушение. Не со всех переводов на карту надо платить налог.
Новость про тотальный контроль - вброс, фейк и провокация.

С 1 июня в налоговом кодексе есть изменения, но они не касаются контроля за счетами. Они в основном касаются металлических счетов. Теперь для них прописали правила, но там ничего интересного:
- На металлических счетах могут лежать сами металлы или их денежный эквивалент.
- Владелец счета - человек или компания - может снять со счета металл или деньги.
- По закону такие счета не застрахованы в агентстве страхования вкладов.
- Налоговая может получать информацию по таким счетам, а также списывать с них деньги в счет долга по налогам и блокировать, если есть причины. По денежным счетам налоговая могла получать информацию и списывать деньги еще с 2013 года и даже раньше.
- Если дело дошло до списания денег в счет долгов, то сначала списывают с рублевого, потом - с валютного и в самом конце - с металлического.

Абсолютно точно. Даже поверхностным образом, но с точки зрения здравого смысла рассмотрев ту информацию, что возникает сегодня, мы поняли всю ее абсурдность и невыполнимость приведенных схем.

Популярность подобных слухов и беспокойство, спровоцированное ими, понятны. Сейчас в стране немало самозанятых граждан, оказывающих услуги, работая на фрилансе, сообщает Росрегистр. Скажем, программисты нередко получают единичные заказы на работу на биржах и получают деньги от заказчиков на карту.

Естественно, властям выгодно обложить этого условного гражданина и подоходным налогом, и рядом социальных взносов, «съедающих» до 50% доходов людей, трудоустроенных официально.

Кроме того, что у налоговиков элементарно недостаточно людских ресурсов для контроля за всеми переводами с карту на карту, у них сегодня и не имеется на это законных оснований. Не будет их и 1 июля 2018 года, так как новый закон о банковских картах к вступлению в действие не готовится.

Если же говорить по поводу доступа налоговых органов к сведениям обо всех счетах физлиц, то он у них имеется давно – еще с 1 июля 2014 года.

Банковские организации передают информацию по поводу всех открываемых и закрываемых счетов в налоговую в автоматическом режиме. И, чтобы налоговики заинтересовались каким-либо конкретным физлицом, они должны иметь определенные серьезные причины.

В Сети распространилась информация о том, что переводы по банковским картам будут автоматически облагаться налогом с 1 июля 2018 года. Информация оказалась провокационной, так как нормы статьи 86 Налогового кодекса РФ в отношении предоставления банками информации о счетах и остатках средств на них не будут меняться, по крайней мере, пока что.

Ложная информация гласила, что банки будут автоматически списывать подоходный налог при переводах с карты на карту между физическими лицами в размере 13%. При этом за неуплату грозит штраф и пеня. Информация о переводах, по распространившимся провокационным данным, будет передаваться в налоговую службу с 1 июля 2018 года.

Согласно этим же данным, такие переводы коснулись бы доходов от сдачи недвижимости в аренду, так как они носят регулярный характер и явно заметны при движении средств на счетах. Наличие у налогоплательщика какого-либо другого незадекларированного дохода приведет к штрафным санкциям.

Представители финансовой сферы и эксперты банковской системы говорят, что распространившаяся ложная информация – это бред и слухи. По их словам, данная информация появлялась и раньше, но налоговые органы ее опровергали. Операция с картами не включена в перечень доходов, согласно статье 208 НК РФ.

Отмечается, что в Налоговом кодексе есть изменения, но с 1 июня. Они касаются счетов в драгоценных металлах, а в контроле за счетами в банках нет ничего нового. Банки и раньше были обязаны отвечать на запросы по поводу операций и остатков на счетах.

Переводы по картам не будут облагаться налогом в автоматическом режиме

В законодательстве на сегодняшний день нет поправок, которые относятся к предоставлению банками информации об операциях на счетах физических лиц. Нормы статьи 86 Налогового кодекса (п. 1.1) действуют еще с 2014 года и гласят, что налоговая служба имеет право потребовать у банков предоставления информация о переводах по картам физлиц только в рамках мотивированного запроса.

Обоснованной причиной требования может стать некий незадекларированный источник дохода, который вероятно имеется у конкретного физического лица.

С 1 июля 2018 года автоматического предоставления информация в налоговой по переводам с карты на карту нет. Соответственно облагаться налогом будут только проверенные операции, которые действительно имеют основания считать их укрытием от уплаты подоходного налога.

В случае, если поступившая сумма на банковскую карту окажется не доходом, а например, обычным возвратом долга, то физическое лицо при проверках обязано доказать налоговой, что это не прибыль. В первую очередь, это касается указания назначения платежа в переводах.

Новые правила выплаты заработной платы вступают в силу уже с 1 июля 2018 года и обязуют каждого работодателя, который имеет статус государственной или муниципальной организации, перестать выплачивать зарплату на персональные карточки россиян в любых платежных системах. Исключением является только государственная платежная система РФ и все начисления будут идти только на карту «МИР».

Важно! Всем работникам муниципальных и государственных учреждений, а так же работников внебюджетных фондов, запрещено выплачивать зарплату на персональные банковские карты таких платежных систем как MasterKard и VISA.

Согласно новому федеральному закону, все выше перечисленные организации обязаны до 1 июля 2018 года заключить договор на обслуживание с теми банками, которые выпускают и поддерживают работу платежных карточек «Мир». При этом каждый работодатель имеет право самостоятельно выбрать банк для обслуживания карты «Мир».

Согласно статьи 136 Трудового Кодекса РФ, каждому гражданину должен быть предоставлен выбор в способе получения оплаты труда и выбор банка, который наиболее удобен для получения зарплаты.

По правилам того же Трудового кодекса, работник самостоятельно выбирает банк для обслуживания своей карты МИР и обязан в письменной форме уведомить об этом своего работодателя в срок за 5 банковских дней до получения оплаты труда. На практике, работнику не всегда получится выбрать удобный для него банк, поскольку все государственные учреждения обслуживаются только в проверенных и надёжных банках.

Что касается частных коммерческих организаций, то на них действие нового закона не распространяется и они могут продолжать выплаты зарплат и авансов на карты систем MasterKard и VISA. В этом случае, при очередной блокировке этих систем в связи с санкциями против России, работник сам несёт ответственность за свои сбережения и зарплату.

В Госдуме на рассмотрении находится законопроект об ответных мерах на санкции против России. В этом законопроекте так же есть пункт ответной блокировки систем MasterKard и VISA, как реакция на санкции. Если этот проект будет принят, а он скорее всего будет принят, то указанные выше системы будут заблокированы со стороны России.

Важно! В связи с этим, работникам коммерческих организаций настоятельно рекомендуется оформить карту МИР в ближайшем банке и письменно уведомить работодателя о смене реквизитов для получения зарплаты.

В случае принятия закона об ответных санкциях, коммерческие организации так же обяжут перевести расчеты на карту МИР.

Подотчетные и командировочные

Что касается командировочных или других подотчетных средств, которые перечисляются организациями на личные карты сотрудников, то такие средства также должны обслуживаться исключительно картами «МИР» согласно рекомендациям Минфина от 25.08.2014 года. Для получения таких средств, работнику необходимо составить письменное заявление на их выдачу.